БИРОБИДЖАН, 18 июля, «Город на Бире» — Здание, в котором меньше десяти лет назад ещё располагался областной киновидеопрокат, снаружи выглядит почти как прежде. Разве что со стороны, глядящей во двор, два окна забиты досками. Но внутри… Поднимаюсь по лестнице на второй этаж. Здесь был кабинет начальника областного управления кинофикации, за ним – методистов, дальше – бухгалтерия. Все двери распахнуты, полы во всех комнатах завалены коробками с кинолентами. Кое-где на стенах сохранились плакаты с портретами советских кинозвёзд и афиши. В просмотровом зале кресла и экран целы, а вот комната, в которой стояли киноаппараты, пуста. Заходить на первый этаж, где было собственно кинохранилище, я не стал. Здание обесточено, в помещениях темнота.
В КИНОПРОКАТЕ я бывал особенно охотно. Иногда по редакционным делам, но чаще приезжал на просмотры новых фильмов. Дело в том, что в 80-е и начале 90-х годов в кинотеатре «Родина» я вёл клуб «Логос». Он был рассчитан на людей, которые любят авторское, или, как сейчас его принято называть, артхаусное, кино. Проще говоря, фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию. На экранах они не задерживались, а некоторые так и вообще выпускались в минимальном количестве копий и до малых городов, в том числе и до Биробиджана, не доходили. Это не значит, что артхаусные фильмы были плохи. Напротив, многие из них были настоящими шедеврами, но массовому зрителю казались скучными и непонятными. Чтобы те, кто стремится их увидеть, получили такую возможность, и был организован «Логос».
Позарастали стёжки-дорожки вокруг бывшего здания кинопроката.
Я договорился с директором кинотеатра и начальником управления кинофикациии, к которому относился кинопрокат, о том, что раз в две недели мы будем просматривать интересующие нас ленты в Малом зале. За время работы «Логоса» сменились несколько руководителей этих учреждений, но все они охотно шли нам навстречу. Меня приглашали в кинопрокат на просмотры новых фильмов, чтобы выбрать нужный для показа в киноклубе. Можно было вернуться к лентам прошлых лет: в фондах проката числилось более шести тысяч советских и зарубежных фильмов. За тем, чтобы плёнки не испортились, следили строго. В хранилище соблюдался нужный режим температуры и влажности, сотрудницы проката – фильмопроверщицы – контролировали состояние кинокопий. Если фильмы, которые мы хотели посмотреть в «Логосе», не доходили до Биробиджана, наши прокатчики заказывали их в Хабаровске, чтобы один раз показать в киноклубе.
Но, конечно, главной задачей облкинопроката была доставка фильмов во все населённые пункты автономии. В клубах и домах культуры работали 72 киноустановки, которые получали ленты из Биробиджана. В советское время кинопрокат был одной из самых прибыльных статей госбюджета. Сегодня в этом пустующем здании пока ещё можно увидеть обломки богатства областной кинофикации.
Беспризорные киношедевры.
ТАТЬЯНА СМИРНОВА была последним начальником управления кинофикации ЕАО. На этой должности она проработала тринадцать лет. В 2011 году ведомство слили с областным управлением культуры.
– Зачем это было сделано, мне и сейчас непонятно, – рассуждает Татьяна Ивановна. – Конечно, кинофикация как отрасль тогда была в упадке. И прежде всего потому, что в 90-е годы была порушена система проката фильмов. Кинотеатры довольствовались третьесортной американской продукцией. Частные видеосалоны крутили пиратские копии отвратительного качества. Мы держались, сколько могли. Закупали новые фильмы – пусть и далеко не в том количестве, что прежде. Открыли видеосалоны, в них давали в прокат и устраивали просмотры видеофильмов в хорошем качестве. Старались сохранить коллектив, в котором были специалисты высокого класса – такие как Людмила Голштинина, Екатерина Барганюк, Тамара Павлова. Они берегли то, что имелось в фонде, так что фильмы, пусть и не новые, всё же отправлялись в районы. Как бы ни было трудно, но когда я уходила с этой работы, у кинопроката не было долгов ни по налогам, ни по зарплате.
Цель реорганизации объяснила занимавшая тогда должность заместителя начальника управления культуры Светлана ТРОМСА. Вот что она говорила в 2011 году в интервью одной из местных газет:
– Ничего страшного не происходит, просто слияние двух структур. Цель этой реорганизации – улучшить ситуацию в культурном пространстве. Сохранится весь объём функций, которые выполняли эти профессионалы, просто мы намерены пересмотреть должностные обязанности специалистов, а освободившиеся средства пустить на решение проблем. Здание у фильмофонда в хорошем состоянии, все киноленты останутся там же, их не собираются никуда перевозить и никому отдавать – тем более что для хранения плёнки требуются специальные условия. Работникам, должности которых будут сокращены, предложат другие места – всё в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Новая организация будет называться Центр народного творчества, кинодела и историко-культурного наследия. Главное – это то, что, наконец, появится новый отдел, который будет заниматься сохранением исторических памятников в нашей области, он займет в здании два освободившихся кабинета.
Много воды утекло с тех пор. Светлана Станиславовна потом возглавляла управление культуры области, а несколько лет назад была назначена начальником нового управления – по государственной охране культурного наследия ЕАО. Не знаю, какое наследие она успела сохранить, но только не кинохранилище. Ничего, о чём она говорила восемь лет назад, не исполнилось. Большая часть кинолент уничтожена, а оставшиеся для демонстрации не годятся. Да их и негде было бы показывать: ни одной киноустановки в сельских и поселковых клубах и ДК не осталось. Из работниц проката лишь одна устроена в Центре народного творчества.
Не корысти ради, а пользы для хочет организовать музей кинофототехники Игорь Устинов.
ИГОРЬ УСТИНОВ – офицер в отставке. К кинофикации никакого отношения не имел. Разумеется, как и у всех советских людей, посещение кинотеатров было наиболее частым способом культурного проведения досуга. Однако тонкости этого вида искусства его не интересовали. Зато техническая часть – производство и демонстрация фильмов – привлекали очень. Ещё будучи на армейской службе начал собирать коллекцию старых фотоаппаратов. А выйдя в запас, открыл небольшую торговую точку в павильоне «Юбилейный» на центральном рынке. Ассортимент в ней разнообразный: монеты, настенные часы с боем, разного рода сувениры современного и ещё советского производства. В общем, что-то вроде антикварной лавки. Интересующиеся могут приобрести здесь кое-что из старой кинофотоаппаратуры – то, что имеется не в одном экземпляре. Но основная часть коллекции хранится у Игоря Семёновича дома и в гараже.
– Мне хотелось бы создать музей отечественной фото- и кинотехники, – поделился Игорь своей мечтой. – У меня уже сейчас вдосталь экспонатов для него. Мне кажется, он будет интересен многим. Взрослые люди вспомнят свои детство и молодость, молодое поколение, воспитанное на гаджетах, увидит, каким было кино в прошлом.
Свою коллекцию он собирает тщательно, радуясь каждому новому приобретению. А год назад узнал о брошенном здании кинопроката. Приехал, заглянул в разбитые окна, увидел разбросанные коробки с кинолентами и решил посмотреть, не пригодится ли что-нибудь для будущего музея. Выяснил, что здание принадлежит областной вет-баклаборатории. Оказывается, в 2015 году это учреждение искало помещение под свою деятельность, поскольку старое пришло в аварийное состояние. И Госкомимущество поспешило избавиться от пустующего здания бывшего кинопроката.
– Однако Роспотребнадзор признал его негодным для нашей деятельности, – рассказала заведующая лабораторией Елена ТЕРЕМКО. – В радиусе ста метров не должно быть жилых, общественных строений. А тут рядом и магазин, и частные дома. Нам нашли другое помещение, но это до недавнего времени числилось за нами. И то, где мы располагались раньше, тоже пока находится в нашем оперативном управлении.
Ветбаклаборатория – учреждение небогатое, организовать охрану трёх объектов ему не по средствам. И потому Елена Александровна очень обрадовалась, когда Устинов попросил разрешения посмотреть, что осталось внутри кинопроката. Договорились, что он может заходить туда, забирать всё, что ему нужно, но за это будет бесплатно охранять здание от набегов бичей и «металлистов». Игорь Семёнович забил досками пустые окна, и ежедневно приезжает в здание после основной работы. Он пытается сохранить всё, что уцелело. Говорит, собрал уже около двухсот фильмов.
На то, что музей истории фото- и кинодела будет приносить ему прибыль, коллекционер даже не рассчитывает. Думает над тем, чтобы составить проект и получить грант на его организацию. Вот бы власти передали под этот музей хотя бы часть здания кинопроката, которое, к слову, тоже является объектом истории культуры ЕАО!.. И не такая уж это нереальная идея. Если помочь Устинову на начальном этапе, то его энергии, по-моему, хватит, чтобы в Биробиджане открылся новый интересный музей.
Михаил КЛИМЕНКОВ