БИРОБИДЖАН, 17 декабря, «Город на Бире» - Вчера я покупала в книжном магазине подарок для мальчика-подростка. К 12-летию сына подруги я нашла скетчбук – книгу для зарисовок. Способный мальчишка очень расстраивается, когда нужно принести рисунок в школу, потому как не умеет рисовать. Я точно знаю, что мой подарок пацан оценит по достоинству, а вот другие так не думают. Продавец в сувенирной лавке, где я выбирала подарочную упаковку, просто покрутила пальцем у виска: «Для мальчика? Да вы с ума сошли! Ему же не понравится! У меня сын в седьмом классе – ему только планшет нужен, или футбольный мяч. Книжки всякие – это для девочек». В перепалку я вступать не стала, но и упаковку не взяла. Из вредности. Покоробило меня такое замечание. Неужели в мире интернета и изобилия информации в головах у людей до сих пор средневековые установки?
Почему-то считается, что гуманитарные науки и прикладное творчество – это для девчонок. Между тем, попроси я вас назвать первого пришедшего на ум художника, кого вы назовете? Вряд ли женщину. Возьмём, к примеру, чтение. Нельзя сказать, что девочки читают больше мальчиков, или наоборот. Не читает большинство, потому что не любят. И эта повальная проблема детской нелюбви к чтению и урокам литературы связана совсем не с половыми различиями. Или, допустим, математика. «Математика – мужская наука», - говорила одна из моих учителей, несмотря на то, что на математические олимпиады от нашей школы ездили преимущественно девочки.
Вот ещё ситуация: недавно во дворе подрались одногодки – мальчик и девочка. Я слышала, как мама мальчика отчитывает сына: «Саша, ты же знаешь, что девочек обижать нельзя!» Саша, захлёбываясь от обиды, пытается объяснить, что девчонка сама виновата, пнула его ногой и в придачу обозвала некрасивым словом. А мама не слышит сына: «Всё равно, девочек обижать нельзя!» Да, намеренно обижать нельзя никого, ни мальчиков, ни девочек, ни животных. Но защищаться-то можно! Вместо того, чтобы провести с сыном беседу о том, как же так получилось и какие могли бы быть решения конфликта, мама обидела своё собственное чадо. Она ничему не научила сына, кроме одного – жизнь несправедлива: кому-то достаётся «на орехи», а кому-то хоть бы хны.
Пока у моей дочери не родился младший брат, я не понимала основного различия между девочкой и мальчиком, а именно: дочь должна чувствовать, что её любят просто так. За то, что она есть, а не за то, что она вырезала снежинку, помыла посуду или принесла пятерку. Это придает уверенности в себе, окрыляет и, собственно, делает из девочки в дальнейшем настоящую женщину. Чувство долга отягощает жизнь девочки и в пять лет, и в пятнадцать, и в сорок три. С мальчиками по-другому. Они более ранимые, чем девочки. И если девочку можно и нужно любить просто так, как красивый цветочек, то с пацаном так не прокатит. Их нужно всегда подбадривать, внушать, что у него все получится, стимулировать на действие и хвалить только за результат. Особенно мальчик нуждается в поддержке тогда, когда у него что-то не получилось: «Ты сможешь!» и «Давай попробуем вместе?!» - палочки-выручалочки для родителей мальчиков.
Мир игрушек – это проекция мира реального. Если вы будете вырывать из рук трехлетнего пацана игрушечную посуду и подсовывать грузовик, не удивляйтесь, что в подростковом возрасте он ответит вам стойким нежеланием мыть реальную посуду. А что, это же не мужское занятие! А сколько раз пытающейся заглянуть под капот машины девочке папы говорили: «Иди, поиграй в куклы»? Странно, почему потом, имея автомобиль, девочка не знает телефона автосервиса или эвакуатора, и достаёт мужа, брата и других особей мужского пола в пределах двух километров.
Я хорошо помню своё детство. Родители и бабушки меня не обижали, не унижали, но никогда не хвалили просто так, не говорили по душам, далеко не всегда стремились выслушать мои детские мысли. Говорить с ребенком – это значит слушать его глупую, неправильную, ужасную и скучную болтовню, а не поучать. Слушайте, и ваши дети сами подскажут вам, как их воспитывать.
Наталья Головатая