БИРОБИДЖАН, 25 ноября, «Город на Бире» – В пострадавшей пятиэтажке жили 179 человек. Кто-то прописан, кто-то нет. Те, у кого в паспорте нет штампа о месте регистрации, должны будут в суде доказывать своё право на получение компенсации. Но в ноябрь на улице, под открытым небом, конечно, не оставили бы никого. Изначально предполагалось поселить людей в поселковом центре детского творчества, где под жильё оборудовано 10 комнат, в номерах гостиницы «Экватор» и в квартирах на территории войсковой части в непосредственной близости от населенного пункта. Кроме того, местная администрация рассчитывала на так называемый маневренный жилфонд – квартиры, где возможно временное проживание людей.
После взрыва паники не случилось. Давку с тюками и чемоданами в пунктах временного размещения – «пэвээрах» – тоже никто не наблюдал. Большинство покинувших дом на Островского, 12, поселились у друзей, родственников или арендовали квартиры.
На территории войсковой части поселился лишь один мужчина вместе со своим сыном. Командование предоставило ему квартиру как своему работнику.
В номерах «Экватора», куда вселились погорельцы, обычные гостиничные условия. Правда, один туалет на несколько комнат и душевая на первом этаже. Зато есть то, что для нормальной жизни необходимо: отопление, горячая вода, свет.
Комнаты в ЦДТ остались пустовать, и лишь в гостиницу «Экватор» вселились восемь человек, четверо из которых, по заверениям персонала гостиницы, уже съехали.
По установленным правилам, все, кто вселяется в ПВР, должны быть обеспечены горячим питанием. С талонами на питание от администрации в местное кафе «Глория» приходят всё те же восемь человек. Их кормят три раза в день из расчёта 250 рублей на человека в сутки. Для сравнения: в сентябре 2018 года в областной больнице пациентов кормили на сто рублей. В «Глории» говорят, что были готовы накормить всех, но тем, кто поселился вне «пэвээров», казённое питание не положено. Глава Приамурского городского поселения Александр СИМОНОВ уверяет, что юристы очень старались найти лазейки в законодательстве, чтобы обойти это правило и выдавать талоны всем, но не нашли.
Те, кто уже подтвердил своё право на компенсации, начали их получать. Суммы мелкие, и они, конечно, не покроют реальных убытков. Возможно, что-то ещё изменится: на минувшей неделе власти ЕАО обратились в Правительство РФ за финансовой помощью. И в любом случае у людей есть право в дальнейшем обратиться в суд с исками к газоснабжающей организации, если её вина будет установлена в ходе следствия. Например, если будет сделан вывод, что взрыв произошел в результате неисправности газового оборудования. Понятно, что суммы таких исков будут складываться из размера причиненного материального вреда.
Два подъезда взорванной пятиэтажки по-прежнему обнесены оградительной лентой. Строители ищут инженерное решение безболезненно разобрать центр дома – второй и третий подъезды, сохранив при этом первый и четвёртый. Говорят, там можно жить: в уцелевших квартирах есть тепло и электричество. Если комиссия по ЧС действительно примет решение не сносить дом, а ремонтировать его, только на изготовление проекта и сметы уйдёт не меньше двух месяцев. В случае развития этого сценария эвакуируемых разместят у военных. Уже сейчас там работают над устранением бытовых проблем: ремонтируют сантехнику, электропроводку, белят-красят.
Александр Симонов с пониманием относится к людям, желающим уже сейчас получить отдельное жильё, но говорит, что может лишь облегчить проблемы пострадавших.
– Людям придётся довольно долго ждать отдельное жильё. Понятно, что им хочется больше комфорта, но оплачивать аренду квартир для них мы не можем при всём нашем желании, – рассуждает глава поселения. – При этом у каждого человека индивидуальные требования. Одной семье, например, мы предложили благоустроенную двухкомнатную квартиру, но они через два дня отказались в ней жить. Там не было бойлера для горячей воды. В эту квартиру с радостью вселилась одинокая старушка, которой внуки пообещали поставить этот бойлер за свои деньги. Сложности нас ещё ждут. По опыту наводнения 2013 года, получение сертификатов на новое жильё займёт не менее трёх месяцев. То есть в любом случае какое-то время всем ещё придётся потерпеть...
Александр ДРАБКИН