Три строительные компании – «Дельта», «Автосервис» и «Масис» – к 15 декабря 2016 года должны были построить новое жильё для обитателей 15 деревянных бараков. Но, как пишет журналист «Ди Вох», никто из строителей в сроки не уложился. Первые семьи съехали из «деревяшек» сразу после январских каникул. А вот жители домов по Шолом-Алейхема, 106; Заводской, 24а; и Сапёрной, 1 и 6, – переселятся не раньше конца апреля 2017 года. Дома для них на Волочаевской, 16, до сих пор недостроены.
БИРОБИДЖАН, 11 марта, «Город на Бире» – ЖИТЕЛЬ ДОМА на Сапёрной, 6, ЕВГЕНИЙ, который наотрез отказался называть свою фамилию, в эту зиму чуть ли не породнился с соседями снизу. Он вынужден постоянно ходить к ним за водой. На втором этаже с водой одни проблемы.
– Контора на Дальней, 39, нас обслуживает, и я их вызывал неоднократно. Каждый день приезжали, отогревали эту воду. Только толку?! Они к обеду отогреют – вечером трубы снова замерзают. На следующий день приходится их снова вызывать, – рассказывает мужчина. – Но даже если вода не замерзшая, пользоваться ей всё равно нельзя. Вонючая ужасно! Мутная, красноватого оттенка, а при кипячении просто красной становится. Ни детей умыть, ни постирать. Вот и хожу с вёдрами к соседям. Они воду постоянно сливают, поэтому ей можно хотя бы умыться.
Свою новую квартиру в четырехэтажном доме на Волочаевской, 16, он не видел, не знает ни этаж, ни метраж. В мэрии, как говорит Евгений, ему тоже ничего не смогли объяснить. Не известны и сроки расселения.
– Я здесь два года в другом подъезде квартиру снимал, потом женился. Сначала мы с супругой скитались по съёмным квартирам, а потом смогли купить здесь жильё. У меня было немного денег, я работаю монтажником натяжных потолков, ещё кредит взяли. Квартиру купили с надеждой, что дом скоро расселят. Вот уже четыре года ждём, двое маленьких детей. У нас вообще на этаже во всех квартирах ребятишки маленькие, и люди уже дождаться не могут новое жильё...
В ПЕРВОМ ПОДЪЕЗДЕ этого же дома вот уже 31 год живёт Зоя Михайловна СОЛОМАТОВА. У женщины здесь выросли трое детей, родились внуки. Сейчас в маленькой двухкомнатной квартире без удобств они живут всемером. В последнее время у них очень сильно испортилась проводка.
– Мы три года уже судимся за то, что у нас света нет. Проводка вся погорела, кругом лампочки, к которым провод подключен. Так и живём. В комнате давно нет света, теперь и на кухне тоже, только в прихожей остался. Проводка внутри вся сгорела, а менять её уже нет смысла, – печалится Зоя Михайловна. – В спальне не так давно потолок упал. Только с маленьким внуком вышла в зал, как в спальне рухнула часть потолка.
ЗДАНИЕ НА ЗАВОДСКОЙ, 24, аварийным не выглядит. Двухэтажный панельный дом, четыре подъезда, ухоженные балконы, на многих сушится чистое бельё, даже небольшая детская площадка есть во дворе. Но местные жители говорят, что фундамент у дома совсем плохой. На подходе к дому я встретила Наталью МЕРКУЛОВУ с внучкой Юленькой, которые и рассказали мне о том, что у них там творится:
– Дом не старый совсем, но аварийный. Говорят, что фундамент у дома неправильно сделан, и здание сильно просело, почти до земли. Мне ещё повезло: я на втором этаже. Окна на помойку, правда, выходят, но солнечная сторона. А девчата, кто на первом этаже живёт, да ещё если северная сторона, то у них и зимой, и летом дышать нечем. Канализация течёт – вонища, комары летают даже зимой. Ужас просто! – говорит Наталья Михайловна.
Иван Проходцев: «За три зимних месяца дом очень промёрз. Сейчас выполнение отделочных работ в нём не представляется возможным».
ДВА ЧЕТЫРЁХЭТАЖНЫХ ДОМА на Волочаевской, в которые и должны переехать жители оставшихся бараков, строит ООО «Дельта». На данный момент там монтируют балконы, настилают крышу. Один дом обшит теплоизоляционными материалами, второй ещё нет. На момент нашего разговора с руководителем строительной компании Иваном ПРОХОДЦЕВЫМ и главой МУП «Городские тепловые сети» Андраником АВДАЛЯНОМ в дома ещё не было подано тепло. Это стало главной причиной конфликта между строительной компанией и муниципальным предприятием, что существенно задержало темпы строительства и ход внутренних отделочных работ.
– 11 июля 2016 года от ООО «Дельта» к нам поступила заявка на подключение двух домов. Мы отрабатываем эту заявку совместно с биробиджанской ТЭЦ, так как они являются единой теплоснабжающей организацией, а мы только транспортировщики. Проект договора мы отдаём на рассмотрение ООО «Дельта». Они возвращают его с разногласиями. На одном из заседаний штаба в мэрии Биробиджана руководитель ООО «Дельта» заявляет о том, что у него проблемы с финансированием. Я как руководитель муниципального предприятия предлагаю ему помощь в том, что мы можем без платы начать строить теплотрассу, а когда у Проходцева будет финансирование, он внесёт нам эти деньги, и мы подключим дома, – объясняет руководитель МУП «ГТС» Андраник Авдалян. – Моё предложение принято, и 1 ноября мы приступили к строительству теплотрассы. Но прежде чем тратить муниципальные средства, нам нужен договор. Чтобы был соблюден закон. Но тут ООО «Дельта» начинает затягивать процесс подписания договора. Сначала нам направляют договор с протоколом разногласий, после этого с частью разногласий мы соглашаемся, с частью нет. Отправляем согласование разногласий, получаем в ответ разногласия на согласование разногласий. После этого я принимаю решение, что мы соглашаемся и на эти разногласия, лишь бы заключить договор. 15 декабря – срок окончания контракта, который подписан ООО «Дельта» с заказчиком. Мы получаем 14 декабря письмо, датированное 13 декабря, с формулировкой: «Просим аннулировать первоначальную заявку и принять новую». Через несколько дней мы получаем ещё одно письмо с формулировкой: «Из-за того, что вы не заключаете договор, мы вынуждены приостановить строительство».
Андраник Самвелович говорит, что на момент предполагаемой подачи тепла (15 декабря 2016 года) дома ещё не были готовы: окна не были установлены, не стояли подъездные двери, не было кровли.
– Мы пошли навстречу Ивану Дмитриевичу Проходцеву как муниципальное предприятие, без уплаты даже одного рубля, – отмечает руководитель МУП «ГТС». – Мы потратили на строительство теплотрассы 754 тысячи рублей. Если бы мы хотели мешать, мы бы не стали выполнять эти работы до полной оплаты.
Андраник Авдалян: «Мы потратили на строительство теплотрассы 754 тысячи рублей. Если бы мы хотели мешать строительству, то не стали бы выполнять эти работы до полной оплаты».
ОФИЦИАЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ руководителя ООО «Дельта» Ивана Дмитриевича Проходцева озвучил его сын, Иван Иванович ПРОХОДЦЕВ:
– Мэр сказал Андранику Самвеловичу делать теплотрассу, так же как он дал команду «Водоканалу» тянуть к домам канализацию. Это было сделано на перспективу. Деньги МУП «ГТС» вернутся, когда вернутся деньги нам. Нам же не платили за дом! Изначально было решено, что отопление запустят в декабре. Авдалян говорит, что к моменту запуска отопления в доме не был создан тепловой контур. Тут он неправ. У нас тогда был приказ по стройке работать не до пяти, а до восьми вечера. Было темно – трудились в свете прожекторов. На 12 декабря тепловой контур дома был готов. Уже стояли железные двери на подъездах и в подвалах, с ноября ещё были установлены тамбурные двери, которые отсекают холодный тамбур от тёплого. Кровля не является частью теплового контура. Чердак, то есть перекрытие четвёртого этажа, по технологии обязательно утепляется пенополистиролом, плиты толщиной 200 мм, по краям – 300 мм. Это всё было готово. Система отопления к 12 декабря тоже была полностью готова. Последнее окно было также поставлено 12 декабря. Мы очень просили наших рабочих обязательно закончить, чтобы до Нового года запустить отопление. Дом бы прогрелся за праздничные дни, а потом сразу заехали бы штукатуры, маляры – и объект можно доделывать. Мы не сдали дома вовремя, и мы это не отрицаем. Наши работники были готовы трудиться практически круглосуточно. Но вот письмо от 10.10.2016. Мы направили его в мэрию, в КУМИ, с тем, что выполнен определенный этап работ и нам должны перечислить деньги – 40% стоимости контракта. Но мы их получили не через месяц, как положено по закону, а только 25 ноября. В итоге потеряли полтора тёплых месяца. Можно было ставить окна, двери – вообще ничего не мешало. У нас на стройке сидело немерено китайцев, людей было очень много. А денег на окна не было. Как только средства перечислили, мы сразу начали штурмовать.
Иван Проходцев-младший отмечает, что за три зимних месяца дом очень промёрз и выполнение отделочных работ в нём не представляется возможным. Но строительство не «заморожено».
– Всё, что можно делать без тепла, мы выполняем. Недавно на кровле были установлены вентиляционные шахты. Это очень трудоёмкий процесс. Нам нужно было перекрыть дорогу, чтобы поставить эти шахты. Мы направили письмо в администрацию города, но мэр его не подписал. Сказали ждать семь дней – этого времени у нас нет. Пришлось немного рисковать и подавать их через дом. Мы рисковали, конечно. Но справились. Такой вот маленький пример. Если вам дом нужен в таком темпе, помогите нам. Уберите хотя бы бюрократические препоны.
В 2017 ГОДУ руководство ЕАО должно приступить к реализации завершающего этапа региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. До 1 сентября необходимо расселить ещё 43 аварийных дома.
Вера КРАВЕЦ