Тематическая иллюстрация. Фото из архива
БИРОБИДЖАН, 28 ноября, «Город на Бире» — Трагедии в образовательных учреждениях, произошедшие за пределами Дальнего Востока, нас не слишком трогают: далеко, а значит, не страшно. А чего, собственно, нам, биробиджанцам, опасаться?! Город спокойный, да у нас и поблизости-то никогда таких происшествий не случалось… Но 14 ноября в столице соседней Амурской области Благовещенске студент колледжа жилищно-коммунального хозяйства в аудитории расстрелял студентов. Охранник пропустил его с оружием. Арестованы и охранник, и гендиректор частного охранного предприятия. Мотивы преступления и эффективность системы охраны учебных заведений будут выяснены и оценены следствием. Учтут ли чужие ошибки в организации охраны учебных заведений в нашей области, время покажет. Тема организации частной охранной деятельности поднималась на страницах «Ди Вох» в текущем году неоднократно. Например, в номере от 07.02.2019 вышла статья о том, что некоторые охранные предприятия демонстрируют на рынке услуг ЕАО формальный подход к обеспечению безопасности. Изменилось ли что-то за прошедшее время?
Елена КРИВОШЕЕВА, председатель правления Регионального отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности федерального координационного центра руководителей охранных структур ЕАО:
– Когда говорят о защите школьников или студентов, всегда вспоминают Беслан. Да, эта трагедия, даже спустя годы, вызывает бурю эмоций и призывает к бдительности на всех уровнях – от людей в погонах, работающих на упреждение терактов, до рядового чиновника, разрабатывающего инструкцию о действиях педагогов и охранников учебного заведения. Но за глобальным упускаются мелочи, цена которых – жизнь. До 2014-го нападения на учащихся были единичными случаями с разрывом в несколько лет. После случаи стали ежегодными. А в феврале 2019-го секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев озвучил, что в 2017 и 2018 годах в учебных заведениях России произошло уже более двадцати случаев насилия, повлекших ранения и гибель людей. Преступления были совершены в стенах образовательных учреждений – и посторонними лицами, и самими учащимися. Требования к контролю над организацией охраны ужесточили, но уже в мае в Саратовской области ученик пронёс на территорию школы топор и ударил им школьницу. Заметьте, не в здание пронёс, а на территорию. Кажется, это исключение, ведь зафиксирован всего один случай. Но потом случилась трагедия в детском саду Нарьян-Мара, и вот, в Благовещенске. Каждый случай должен стать уроком.
Применение СКУД, в разговорах о которой уже язык стёрли, не является оптимальным вариантом в вопросах обеспечения безопасности. В Перми трагедия произошла в школе, где была СКУД. В судебном процессе были рассмотрены все нюансы – кажется, бери вникай и составляй регламент действий. Но я сильно сомневаюсь, что случай в пермской школе анализировался при принятии решения установить СКУД в наших школах. Все разговоры, что скопления школьников перед СКУД можно избежать, заведомая ложь. Вспомните пропускную систему на заводских проходных. Контроль проходили взрослые люди, но даже там была очередь, а перед СКУД в замкнутом пространстве собирается и накапливается толпа детей. Это идеальная цель и для террориста, и для психопата. Сама СКУД не препятствие.
В Нарьян-Маре охранник открыл калитку дистанционно, не убедившись в личности посетителя. Многие скептически относятся к высоким заборам вокруг школ и к присутствию охранников в учебных заведениях. Но отсутствие фактов не означает, что трагедии быть не может. Кто готовится к преступлению, никогда не объявит о нём заранее. Заборы, установленные для антитеррористической защищенности на бюджетные деньги, не работают. На территорию любой школы проходит всякий. Закрыть входные ворота невозможно, поскольку школы переполнены, учебный процесс идёт в две смены, расписание нестабильно, дети приходят к разному времени в течение всего дня. Жизнь требует, чтобы пропускной пункт был оборудован вне здания учебного заведения, чтобы система удостоверения личности работала уже при вхождении на пришкольную территорию.
Охранники нужны и внутри зданий. Должен быть более-менее постоянный состав, чтобы распознавать «своих» учащихся и чтоб учащиеся могли знать: именно этот человек является охранником. Конфликты между школьниками или студентами, попытки унизить физически на публике и тому подобное нередки и неизбежны. Учебные заведения не работают с каждым индивидуально, а воспитание групп не способствует единению. Отсутствие регистрации фактов насилия, физического или психологического воздействия на того, кто слабее, – это результат сокрытия происходящих событий самими жертвами. Будущие мстители растут, накапливая обиды. Ни один школьный психолог не скажет, когда произойдёт срыв, не сможет его предотвратить. Пресекать хулиганские действия может и должна охрана.
Несомненно, к частным охранникам предъявляют требования, предусмотренные законодательством, регулирующим сферу частной охранной деятельности, в том числе требования приказов МВД России. Перечень требований широк, мало отличается от предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов. Охранники проходят подготовку перед сдачей экзамена для получения удостоверения. В Биробиджане для этих целей есть специальное учебное заведение – НОУ «Центр “Бастион”», действующее с 2010 года. Спектр вопросов, подлежащих изучению, широк: от оказания первой помощи до знания статей УК, КоАП и условий применения физической силы, спецсредств, оружия... Обязательна физическая и огневая подготовка. Ежегодно сотрудники ЧОП должны быть подвержены периодическим проверкам для подтверждения квалификации и знаний, но надо честно признать, что есть охранные предприятия, пренебрегающие требованиями.
Контракты, где задействуются муниципальные или государственные средства, заключаются через аукционы на электронных площадках. Как правило, в таких аукционах участвуют пришлые из других субъектов ЧОП. К сожалению, наши заказчики стали принимать частные охранные услуги от исполнителей, имеющих задолженности по налогам и сборам, незавершенные исполнительные производства по административным протоколам за нарушение лицензионных требований в других субъектах. Предпочтение отдается ЧОП, заявившему наиболее низкую цену. Объяснение – экономия бюджета. Это практика во зло. Пример. В сентябре проводился аукцион на оказание частных охранных услуг. Заказчик – наш университет. В аукционе участвовали ЧОП Хабаровска «Кедр-К» и «Дальсоцохрана» и ЧОО Благовещенска «Ермак Безопасность». Победили амурчане. Фактические затраты на основе МРОТ, без прибыли, по означенному заданию составляют 4912074 рубля 14 копеек, один час работы – 140 рублей. Ниже этой цены опускаться нельзя. Начальная, она же максимальная цена договора уже занижена заказчиком и составляет 4558450 рублей, один час работы – 130 рублей. И она была снижена ещё на девять процентов победителем аукциона. Амурчане не поедут работать в Биробиджан, это дополнительные расходы, да и регистрироваться на территории области для отчисления налогов в наш бюджет ЧОО не будет, прецеденты есть. Сейчас негласно объявлен набор сотрудников для выполнения контракта, так как в штате ЧОО всего 14 человек. Найти в Биробиджане 25 квалифицированных охранников на двенадцать объектов заказчика крайне сложно. Стало быть, с большой долей вероятности охранять общежития и учебные корпуса будут жители области без квалификации, без заключения трудовых договоров, без спецсредств и без обязательных портативных металлодетекторов. В бюджет области не возвратится ни копейки, а «охранники» останутся без отчислений в пенсионный фонд и без страховок. И вряд ли мои прогнозы ошибочны. С апреля по сентябрь 2019-го Гострудинспекцией Амурской области у организации выявлено семь нарушений в сфере трудовых отношений (невыплата зарплаты, отсутствие трудовых договоров, несоблюдение правил безопасности труда). Будут ли «охранники» «Ермака» рисковать ради спасения чужих детей, вопрос риторический.
В июне текущего года на совещании при правительстве области я докладывала о проблемах. Совместно с Росгвардией ЕАО разработаны методические рекомендации для аукционных комиссий, но всё осталось по-прежнему. Подразумевается, что заказчик за качество охраны ответственности не несёт. Это заблуждение. Администрация учреждения образования несёт административную и уголовную ответственность за безопасность учащихся. В случае ЧП уголовная ответственность для заказчика и члена аукционной комиссии может наступить за выбор ЧОП, история которого не была изучена, за несоответствие числа сотрудников имеющимся контрактам, а также за искажение заказчиком в техзадании требований к защищённости объекта охраны.
Правительство области, контрольно-надзорные органы должны повернуться лицом к вопросам финансирования частных охранных услуг, приобретаемых для охраны образовательных учреждений. Важна своевременная реакция. Безопасность не может стоить дёшево. Экономия бюджета на охранных услугах – мнимая, а цена имитации охранной деятельности – здоровье и жизнь наших детей.
К слову: цена одного часа работы охранника, пропустившего студента-убийцу в благовещенский колледж, тоже была существенно занижена. Он не был устроен официально. На спецсредства и портативный металлоискатель у его работодателя денег не хватило.