Елена Басова.
Об основных положениях доклада главе государства корреспондент «Ди Вох» побеседовал с заместителем губернатора ЕАО – начальником областного управления здравоохранения Еленой БАСОВОЙ.
БИРОБИДЖАН, 15 июня, «Город на Бире» – Елена Анатольевна, с чем связана подготовка доклада президенту?
– На медиафоруме, который проходил в апреле в Санкт-Петербурге, Елена Голубь из «Газеты на дом» заявила, что в ЕАО «оптимизация в сфере здравоохранения проводится под лозунгом ликвидации всего, что есть...…», и добавила, что у нас самая высокая смертность. Президент дал поручение министру здравоохранения Скворцовой и губернатору Левинталю рассмотреть ситуацию со здравоохранением в нашей области и доложить ему. Мы подготовили доклад, предложения к комплексу мер по развитию отрасли.
Но ещё в марте мы сами попросили Минздрав изучить состояние здравоохранения в области. Я возглавила управление полгода назад, пришла новая команда. Нам хотелось иметь независимое мнение. В область приезжали главные внештатные специалисты Минздрава России, ДФО. Они высказали свои рекомендации по исправлению наиболее проблемных ситуаций: по туберкулёзу, сердечно-сосудистым заболеваниям, оказанию первичной медицинской помощи. Эти рекомендации тоже вошли в доклад президенту.
– У нас действительно самая высокая смертность?
– По смертности мы занимаем 26 место снизу из 87 статистических российских регионов. В 2015 году было 15,4 смертей на тысячу жителей, в 2016-м – 15,0; за четыре месяца 2017-го – 14,5.
Мы пока действительно первые по младенческой смертности. В 2016 году было 16,2 случая смерти детей на тысячу родившихся при общероссийском показателе шесть. Это действительно проблема, которая требует глубокого изучения и принятия неотложных мер. До недавнего времени не были разработаны схемы маршрутизации, организации взаимодействия с Хабаровском, с Благовещенском. Нерегулярно проводилось переобучение врачей. Не были налажены видеообходы, видеоконференции. Всему этому в первую очередь было уделено внимание, и я считаю, это помогло сократить младенческую смертность. За четыре месяца 2016 года было в абсолютном значении 14 случаев, за тот же период 2017-го – 10.
– Вы предприняли прежде всего организационные меры. А сама служба родовспоможения находится в нормальном состоянии?
– Недавно главный акушер-гинеколог ДФО проводил конференцию по результатам экспертизы качества оказанной медицинской помощи при родовспоможении. Нашему региону было меньше всего замечаний.
– Отчего же такие неблагополучные показатели?
– Я же сказала: были недостатки в самой организации системы родовспоможения. Сейчас они устраняются. Но чтобы переломить сознание людей, тоже нужно время. Вот последний случай материнской смертности в Облучье. У женщины была третья группа риска, она должна была рожать в областном родильном доме, но отказалась ехать. А медицинские работники не убедили её в необходимости рожать в Биробиджане.
– Какие меры принимаются по другим проблемным направлениям?
– По рекомендации главного внештатного кардиолога ДФО наши терапевты из кардиологического отделения областной больницы прошли обучение по кардиореанимации в Хабаровске, в краевой больнице № 2. Мы также договорились, что сложные случаи будем регулярно обсуждать по видеоконференцсвязи с хабаровскими специалистами. В июне невролог областной больницы пройдёт в Хабаровске обучение тромболизису – современному лечению при инсультах. Наших специалистов обучат также методикам удаления бляшек на сонной артерии. Это новые направления, которые можно применять на нашей лечебной базе, и мы будем их совершенствовать.
Туберкулёз. По этому заболеванию раньше мы тоже были на первом месте, теперь на пятом. По сравнению с прошлогодними четырьмя месяцами заболеваемость снизилась на 23,7 процента. Достигнуто это в том числе и путём укрепления взаимодействия с уголовно-исполнительной системой. Лица, освобождающиеся из колоний, дают нам смертность до 30 процентов. На сегодня заключено соглашение по обмену информацией: вышел больной на свободу, остался в ЕАО – мы его берём на учёт, выдаём лекарства.
В 2016 году в противотуберкулёзном диспансере введена в эксплуатацию лаборатория, которая позволяет более точно назначать лечение, потому что предварительно всем пациентам делается анализ на чувствительность к лекарственным препаратам.
Если же брать показатели за четыре месяца по другим заболеваниям, то у нас небольшой прирост только по болезням систем кровообращения и органов дыхания. Но вот на что стоит обратить внимание. Из 18 умерших в стационаре от пневмонии 13 – это бомжи; трое – старше 85 лет. Из десяти умерших на дому трое – старше 80 лет, один – хронический алкоголик, один – онкобольной, ещё пять – бомжи, не доставленные в стационар. То есть львиную долю составили асоциальные элементы, которые вовремя вообще не лечатся, ночуют в колодцах, подвалах. Поправить дело может только открытие каких-то социальных учреждений. По остальным заболеваниям прироста показателей нет.
– А какова ситуация с онкологическими заболеваниями?
– Мы занимаем 35-е место среди регионов, что неплохо. За четыре месяца этого года в сравнении с тем же периодом прошлого число новообразований уменьшилось на 13,6 процента. Пуск в ближайшее время магнитно-резонансной (МРТ) и компьютерной (КТ) томографии, точность которых при определении заболевания достигает 95 процентов, может увеличить число выявленных новообразований на ранних стадиях, улучшить результаты лечения и позволить снизить число запущенных случаев.
– Теперь об оптимизации, которая, по мнению Елены Голубь, уничтожает всё и вся.
– В Еврейской автономной области не было закрыто ни одного лечебного учреждения, кроме Центра планирования семьи в 2008 году. Но необходимая реорганизация ведётся. Причины разные. В новом здании Облученской больницы из 25 тысяч квадратных метров используется около десяти. Мы работаем над проектом концессии. Когда будет всё просчитано, проверено, подписано губернатором, будет объявлен аукцион на использование помещений, которые мы выведем из состава больницы.
В Теплоозёрской больнице – кредиторская задолженность около 30 миллионов рублей, и она станет банкротом, если её не реорганизовать. Необходимо сократить коечный фонд с 60 до 40, изменить её статус с центральной районной до участковой, она ему не соответствует. При этом будет сохранён необходимый объём медицинской помощи.
– Но там тоже появятся неиспользуемые площади...
– Мы уже разместили поликлинику и стационар в одном здании. Второе отдали федералам, в чьём ведении оно и было. А сокращение коечного фонда поможет уменьшить неэффективные расходы. Они и сегодня работают не больше, чем на сорок коек. Вообще у нас в области самый большой коечный фонд в России. По РФ 75 коек на 10 тысяч населения, у нас 91,6. Мы должны привести расходы в соответствие с фактическим использованием.
– Значит ли это, что будет сокращён персонал?
– В Теплоозёрской больнице врачи, медсёстры не будут сокращены – их и так не хватает. Мы ведём к сокращению административно-управленческого аппарата. Сегодня в среднем по учреждениям он составляет от 7 до 10 процентов. Но в двух учреждениях этот показатель значительно выше: 26,6 – в Центре лечебной физкультуры, и 38,5 – в Центре профилактики СПИДа. Мы предлагаем сделать их не самостоятельными учреждениями, а структурными подразделениями областной и областной инфекционной больниц. Все их функции не изменятся, врачебно-сестринский персонал останется.
– Почему, на ваш взгляд, здравоохранение области оказалась внизу рейтинговых таблиц?
– Оно не оказалось, а много лет там было. После массовой эмиграции в 90-е годы кадровый дефицит только усугублялся. А обновление материально-технической базы? Те, кто работает последние десятилетия, не упомнят, чтобы что-то крупное ремонтировалось, не то что приобреталось. Я не знаю, почему область не вошла ни в одну программу, кроме онкологической и дорожной, по которым мы получили МРТ и КТ, оснастили приёмный покой областной больницы.
– Тот доклад, что представлен президенту, будет иметь последствия в виде финансовых вливаний?
– Об этом речь не идёт. В докладе дана объективная оценка состояния здравоохранения в области. Сегодня у федерального правительства нет механизмов финансовой помощи – федеральных целевых программ. Всё, что требует финансирования, зависит только от региона. Мы также обратились к полпреду президента в ДФО Юрию Трутневу о выделении средств из резервного фонда президента на капитальный ремонт детской областной больницы.
– Каковы тогда последствия этой кампании?
– Президенту был задан вопрос – он дал указание проанализировать ситуацию. Его поручение выполнено. Выводы сделаны, заявление Елены Голубь они не подтверждают.
– И что вы намерены делать?
– Эффективно использовать человеческие и финансовые ресурсы, которые имеются.
Беседовал Михаил КЛИМЕНКОВ