Старожилы микрорайона: дом № 12 и железные горки, сделанные ещё на авторемзаводе.
Как пишет журналист «Ди Вох», в конце 1987 года на окраине Биробиджана сдали новый дом в десять подъездов. Построен он был по проекту ленинградских архитекторов и отличался от других пятиэтажек не только внешне.
БИРОБИДЖАН, 30 июля, «Город на Бире» – По тем временам планировка комнат здесь была удобнее, чем в типовых пятиэтажках. Большинство квартир предназначались рабочим и служащим авторемонтного завода. Чтобы сдать дом вовремя, на завершающем этапе на стройку направили заводчан, которым предстояло здесь поселиться. Каждый отработал установленное количество часов. Так за микрорайоном имени Бумагина появилась улица Парковая. Первый дом на ней получил номер двенадцать.
ЕВГЕНИЯ БУЛГАКОВА – одна из тех, кто заселялся в новостройку.
– За тридцать лет дом изрядно обветшал, – с грустью констатирует она. – Было несколько косметических ремонтов, но он продолжает разрушаться. Вот видите: раствор в швах между наружными стеновыми блоками вываливается. Прорехи заделали, но они появляются в других местах. Но это не главная беда, а вот то, что в доме худая крыша, – просто катастрофа. Когда сильный дождь, вода протекает до первого этажа.
Не знаю, экономили средства или поддались тогдашней моде те, кто в советские времена принял решение строить на Дальнем Востоке дома с плоской крышей. Спустя несколько десятилетий большинство таких домов обзавелись шатровой кровлей – на это выделялись средства из федерального бюджета. Потом программа закончилась, и несколько биробиджанских многоквартирных зданий, в том числе и на Парковой, 12, так и остались с непокрытой «головой». Большинство квартир в доме теперь приватизированы, и оплачивать возведение крыши владельцы жилья должны сами. Ждать капитального ремонта долго: по графику он намечен на 2041-43 годы. Отремонтировать кровлю за счёт взносов на общедомовые нужды (ОДН) тоже вряд ли удастся.
– Денег на счету этого дома нет, – сообщила инженер техотдела УК «Новострой» Любовь РАГОЗИНА. – С 2013 года на разные текущие работы было потрачено 1,6 миллиона рублей – это даже немного больше, чем было собрано платежей на ОДН. Только за прошлый год был установлен прибор учёта тепла, заменена запорная арматура на розливе холодной и горячей воды, осуществлён косметический ремонт в одном из подъездов, где случился пожар. Провели герметизацию швов между панелями: только альпинистам платили по тысяче рублей за каждый метр. Но даже если бы не эти работы, на постройку крыши денег из взносов на ОДН всё равно не хватило бы: понадобится порядка десяти миллионов рублей. Мы обращались в прошлом году в мэрию, но нам ответили, что средств в бюджете на это нет.
Евгения Булгакова – человек неравнодушный и не жалеющий своего времени на хождение по инстанциям и официальную переписку. Проблемы, которые она поднимает перед властями, не её личные и даже не только жильцов дома № 12.
– Обидно, что за тридцать лет наш микрорайон не благоустроился, а только стал хуже, – печалится Евгения Владимировна. – Начинался он в зелёной зоне. Строили дома – деревья вырубали, новых не сажали. А те, что посадили сами жители, губят автомобили, которые ездят где попало. Возле нашего дома было посажено жильцами сорок деревьев, осталось с десяток.
Засилье автомобилей во дворах и их нерегулируемая езда по тротуарам Булгаковой воспринимаются особенно болезненно. Её поддерживают «безлошадные» соседи. Правда, таких остаётся всё меньше. Но не признать правоту претензий к организации движения по микрорайону невозможно.
При мне Евгения Владимировна остановила машину, которая ехала вдоль дома по вдребезги уже разбитому тротуару.
– А как мне подъезжать к подъезду? – задал встречный вопрос водитель. – Кроме тротуара другого пути нет.
Разумеется, как и везде теперь, площадки вдоль домов к ночи заполнены машинами. Решить автомобильную проблему Булгакова предлагает радикально: вообще запретить въезд в микрорайон. При этом она ссылается на неотменённые положения советского СНИП, которые гласят, что автомобиль не может ставиться ближе десяти метров от дома.
– А у нас они стоят чуть ли не под окнами! – возмущается женщина. – И вообще, есть дорога объездная. Она, между прочим, до сих пор не асфальтирована. Но водители предпочитают ехать через дворы.
Избавиться от автомобилей вряд ли удастся. И в связи с транспортной проблемой у Евгении Булгаковой появился тактический противник – группа жителей, которая хочет построить во дворе парковку.
– Нет чтобы детскую площадку... – недовольна моя собеседница. – У нас во дворе стоят неуклюжие металлические горки, изготовленные ещё на авторемзаводе, да песочница. Мы своего согласия на строительство стоянки напротив нашего подъезда не давали.
В доказательство она показывает заявление в мэрию с протестом против строительства стоянок, подписанное семнадцатью соседями.
ПЕРСПЕКТИВА организации автостоянок возле дома № 12 действительно реальная. Она появилась в связи с инициативой группы жильцов. Между прочим, её неформальный лидер Марина ШПУНЬ машины не имеет.
– Когда я услышала о проекте «Формирование комфортной городской среды», сразу подумала, что нам стоит в нём участвовать, – рассказала женщина. – Ведь это реальная возможность что-то сделать, чтобы наш двор стал лучше. Поговорила с соседками, нас собралось девять человек. Набросали проект, собрали подписи, выслушали замечания и постарались учесть все. Хотели привлечь ещё и жителей дома № 8 – он напротив, и дворовая территория у нас общая, но не успели собрать там необходимое количество подписей.
Без парковок сегодня не обойтись, значит, места автостоянок нужно создать легальные и обустроенные. Первоначально проект Марины Шпунь со товарищи предполагал их три. Однако соседи высказались за то, чтобы вместо одной парковки устроить детскую площадку. Такую поправку в проект внесли. Разбитую дорогу перед домом запланировали заасфальтировать и расширить, чтобы машины и люди могли легко разойтись, а для любителей лихо проехаться по жилой зоне обустроить двух «лежачих полицейских».
Всю эту неделю в связи с ремонтом теплосети жители Парковой улицы сидели без горячей воды
и добирались домой пешком от остановки «Дом быта».
Проект предполагает и создание места для отдыха, где будут не только песочницы и скамеечки, но и волейбольная площадка, тренажёры. Предусмотрено также освещение и озеленение прилегающей к дому территории. Инициатива жителей в мэрии одобрена. На её осуществление нужно почти четыре миллиона рублей, из них около 170 тысяч должны поступить из средств, внесённых жильцами на общедомовые нужды.
– Поскольку денег на нашем счету сейчас нет, управляющая компания согласилась внести эту сумму в осуществление проекта, а потом она вычтет её из собранных взносов, – рассказала Марина.
Проект разумный и, главное, осуществимый. Однако всех проблем микрорайона – и даже одного дома № 12 – он не решает. Может быть, поэтому Евгения Булгакова до сих пор не вошла в инициативную группу и даже встала как бы в оппозицию к ней. Ей хочется, чтобы её справедливые требования были выполнены все и сразу. Позиция Марины Шпунь мне показалась более реальной:
– Мы хотим создать совет дома и приглашаем Евгению Владимировну к сотрудничеству.
Небезразличные люди нам нужны. Ведь осуществление этого проекта решит лишь небольшую часть наших проблем. Надо объединяться с жителями соседних домов, чтобы Парковая стала одной из самых красивых и благоустроенных улиц в городе.
Михаил КЛИМЕНКОВ