Ошибка
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 17292
  • JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 270

Литературный вечер, посвящённый Иосифу Бродскому, прошёл в Биробиджане

Лауреат Нобелевской премии по литературе мог бы жить в Биробиджане. Если бы Сталин не умер...

БИРОБИДЖАН, 27 апреля, «Город на Бире» — «Если бы не стечение обстоятельств, Биробиджан гордился бы тем, что здесь жил Иосиф Бродский», – с такого интригующего заявления 25 апреля начала литературный вечер, посвященный Иосифу Бродскому. заведующая филиалом № 7 биробиджанской городской библиотеки Тамара ИЛЬИНА. Действительно, в 1953 году группа евреев, опасавшихся репрессий, написала письмо Сталину, и сообщила о том, что, желая искупить вину перед Родиной за «врачей отравителей», они хотят поехать на Дальний Восток для освоения новых земель (имелся в виду переезд именно в Биробиджан). Среди подписавших письмо были жители Ленинграда, родители Иосифа Бродского – отставной офицер, фотограф Александр Иванович Бродский и его жена Мария Моисеевна Вольперт. Смерть вождя народов внесла поправки в планы этой семьи.

О судьбе и творчестве великого поэта на этом вечере можно было узнать из самых неожиданных источников.

Известно, например, что в молодости Бродский работал в геологической партии, стоявшей в поселке Нелькан Аяно-Майского района Хабаровского края. Сотрудник нашего ИКАРПа, геолог Владимир КОМПАНИЧЕНКО, не раз бывал в геологических экспедициях в тех местах. Он рассказал о том, какие люди подряжались на работу в геологических партиях, в каких условиях жили канавщики – рабочие, рывшие земляные шельфы, от чего и к чему бежали люди из больших городов в далекие безлюдные места. Условия жизни Бродского рисовались уже не из картин, нарисованных библиографами, а из рассказа очевидца, прожившего отрезок своей жизни в тех же условиях и в окружении того же своеобразного контингента.

Иосиф Бродский

Неожиданным для присутствующих был рассказ Александра ДРАБКИНА. Сегодня он журналист «Ди Вох», а раньше работал следователем прокуратуры.

– Я столкнулся с эпизодом из жизни Иосифа Бродского в самом, казалось бы, неожиданном месте – Ленинградском институте повышения квалификации прокурорско-следственных работников, – рассказал Александр Леонидович. – Уголовный процесс у нас преподавал кандидат юридических наук Александр Александрович Костаков. На одном из семинарских занятий он вдруг вспомнил, как в феврале 1964 года, работая в должности прокурора Дзержинского района Ленинграда, арестовал Иосифа Бродского. Сан Саныч, как мы его звали, всегда читал лекции в прокурорской форме, замечательно владел ораторским искусством и казался мне интеллигентнейшим человеком, но об аресте Бродского он почему-то говорил, как о каком-то забавном происшествии. На мой вопрос, как он сейчас относится к событиям тех лет, старший советник юстиции ответил хладнокровно и с явно читающимся раздражением: «Я арестовал его совершенно законно. Была таблица, устанавливающая, какую сумму человек должен был заработать за три месяца. Бродский заработал меньше, чем обязывал закон. Уже потом я видел его стихи, непонятные какие-то стихи. Через 25 лет меня нашли и стали требовать, чтобы я подготовил документы на реабилитацию. Но материалы, служившие основанием для ареста, даже само постановление об аресте к тому времени были уже уничтожены в связи с истечением срока хранения. Восстановление их было неневозможно, и мы фактически заново их придумывали, как придумывали и основания для реабилитации. Позже я читал стихи Бродского и ничего не понял в них». Обидевшись за любимого поэта, я с разрешения преподавателя стал читать коллегам «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», а после – «Письма римскому другу из Марциала». Ребятам понравилось. Некоторые даже пытались найти сборник Бродского в книжных магазинах, но не нашли. Шел только 1993 год.

Выступивший на вечере доктор филологических наук, профессор ПГУ им. Шолом-Алейхема Павел ТОЛСТОГУЗОВ неожиданно для присутствующих сообщил, что он из тех, кто не является поклонником Иосифа Бродского.

– Впервые я прочитал Бродского в декабре 1987 года, – сообщил аудитории Павел Николаевич. – Я прочёл «Большую элегию Джону Дону», впечатление было так себе. Я не справился тогда с этим чтением, теперь предпринимаю вторую и, надеюсь, окончательную попытку… Бродский – поэт хорошо ощущаемого усилия парадоксов. Всё это мне не очень понравилось во время первого чтения, не вполне нравится и сейчас. Все сравнения с другими поэтами, например, с Осипом Мандельштамом, не в пользу Иосифа Александровича. Но была вещь, которая заставляла меня ещё и ещё раз заглядывать в стихи Бродского. Эта вещь – поэтическая культурология. Возможно, моя встреча с Бродским ещё впереди.

В этот вечер в Биробиджане стихи Иосифа Бродского читали до позднего вечера, и это было наилучшим воспоминанием о поэте, так и не побывавшем в нашем маленьком городе.

Соб. инф.

Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940 года, Ленинград, СССР – 28 января 1996 года, Нью-Йорк, США) – русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991-1992 годах. Стихи писал преимущественно на русском языке, эссеистику – на английском.

Joomla SEF URLs by Artio
 
1