В чем причины провальных стартапов разбирался журналист «Ди Вох»
БИРОБИДЖАН, 13 сентября, «Город на Бире» - Амбиции не помогли заполнить налоговую декларацию, выручки едва хватило на аренду, а перспектива на ближайшие годы – ежемесячные кредитные выплаты за оборудование и витрины. Это провал! Количество торговых точек в Биробиджане превышает норму в два с половиной раза, по-этому покупатель от закрытия очередного магазина фактически ничего не теряет. А малому бизнесу в условиях нынешней экономической ситуации приходится буквально выживать. «Продажа», «Аренда», «Сдам»... За каждым таким баннером стоит чьё-то личное предпринимательское фиаско.
Облагородьте парк
Уровень бедности в нашей стране, согласно данным Росстата, в первом квартале текущего года подскочил до 15,9%, падение рубля, снижение покупательской способности, рост закупочных цен... В ходе телефонного опроса, проведенного специалистами социально-коммуникационного проекта «Бизнес в антикризисе» (апрель-май 2015-го, 2000 опрошенных), подавляющее большинство российских предпринимателей отметили негативное влияние кризиса. Около трети бизнесменов нацелены на развитие своего дела даже в условиях кризиса, почти половина придерживаются стратегии выживания. В сфере торговли преобладают самые мрачные настроения.
Однако в ЕАО бизнес стал сворачиваться гораздо раньше, чем зазвучал тревожный кризисный гонг – в 2013 году. В докладе по итогам 2014 года уполномоченный по правам предпринимателей ЕАО Николай МАКАРОВ констатировал снижение основных показателей деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Сейчас начинающий бизнесмен знает, что, пройдя подготовительные курсы и успешно презентовав бизнес-план, можно получить от государства начальный капитал для стартапа – триста тысяч рублей. Не так много, чтобы начать производство какого-то местного продукта с нуля. Но эти деньги смотрятся в кошельке веселей, чем поощрение, которое ранее вручали победителям конкурса молодежных инвестпроектов. В прошлом году общий наградной фонд конкурса составил «аж» 70 тысяч рублей. Молодого, амбициозного человека такой подход, далекий от государственно-частного партнёрства, только отпугивает. Потенциальный бизнесмен начинает понимать, что надеяться придётся лишь на себя. Для этого нужно быть не только уверенным в своих силах, но и проинформированным: знать, как зарегистрировать ИП, какой вид деятельности быстрее окупится, что сделать, чтобы первая же проверка не обернулась штрафами, как вести отчётность. Проблему с информированием решит обращение к уполномоченному по правам предпринимателей. Николай Макаров всегда готов выдать брошюры, посвященные основам налогообложения, пригласить на обучающий семинар.
Если после этого этапа вам ещё хочется работать на себя, возможно, из вас выйдет толк. Вас не пугают выплаты в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования? С 2013 года их увеличили с 17 до 36 тысяч рублей в год. Повышение тарифов на коммунальные услуги тоже не напрягает? Слышали, что в этом году уменьшится количество проверок субъектов малого и среднего предпринимательства? Вы либо оптимист, либо где-то хитрите!
Конечно, сейчас вы рассчитываете на стопроцентный прорыв, ведь ваша идея такая замечательная! Информационный портал ВОС в статье «Как сделать стартап и не облажаться» советует начать с чего-то простого: «Просто прекрасно, если в вашей голове уже созрел план по захвату мира. Но начать лучше не с запуска завода нового поколения, производящего суперскамейки для людей с ограниченными возможностями. Сначала соберите жителей вашего района и облагородьте парк». А что, собственно, мешает?
Желание успеть всё одновременно
Мне достался бизнес уже действующий, по цене оборудования. Не нужно искать продавцов, налажены поставки товара. На десяти квадратах в центре города расположился кафетерий: барная стойка, витрина с мороженым, аппарат сахарной ваты и попкорна, два холодильника с напитками. Зарегистрировалась быстро. Каких-то административных преград на моём пути не было. Проверки тревожили только один раз: посмотрели санкнижку, уголок потребителя, сказали снять решётки с окон для пожарной безопасности. Самое сложное – ведение бухгалтерии, заполнение деклараций. Как только наступил сентябрь, продажи упали. Девушка-продавец ушла в институт. Уволился с работы муж. На аренду помещения уходило десять тысяч в месяц. Часть денег нужно было откладывать на съём жилья и семейные нужды. Подливала масла в огонь очная учёба. Когда на закуп товара целиком ушла зарплата со второй работы, а на жизнь не осталось практически ничего, я решила завязывать. Главный вывод, который я сделала: деньги бизнеса должны крутиться в бизнесе, а если они идут на покупку хлеба домой, предприниматель из тебя не выйдет.
Некуда приткнуться
Анастасия ХАНИНА решила начать своё дело с одного аппарата. Аренда минимального участка, продавцы не нужны (работаешь сама), продукцию можно разнообразить: попкорн, сахарная вата, кукуруза. Но оказалось, что два квадратных метра в Биробиджане арендовать гораздо сложней, чем полноценное помещение.
– Подала заявление в мэрию: хочу взять два квадрата на «Арбате». Они его две недели рассматривали, выставили на тендер. Мне дали отказ. Ну как так?! Этим летом весь «Арбат» был забит сахарной ватой и кукурузой!.. На таких, как я, в мэрии смотрят свысока, всем видом выказывая пренебрежение. В помещениях вроде «Натали» и ЦУМа требовали установить вытяжку к аппарату попкорна, так как идет запах (как будто кукуруза, которую тут варят, ничем не пахнет). В «Великане» потребовали провести презентацию в 3D. В «Гиганте» сказали подавать заявление письменно – я два раза писала, но, видимо, его даже никто не рассматривал. На вокзале поставить аппарат тоже не получилось, по словам директора, там нужно было писать заявление в Москву. Еле договорилась с ЦУМом. Мне дали участок в тёмном углу. Чтоб ничем не пахло, поставила киоск «Яблоки в карамели». А потом начался кризис. С середины января выручка поползла вниз. Бывало и двести рублей в день. Народ яблок быстро напробовался и стал экономить. К тому же у нас некоторые родители лучше бутылку пива купят себе лишнюю, чем леденец ребёнку. В марте решила закрываться, но по договору я должна была отработать еще 45 суток. Чтобы оплатить аренду, пришлось заложить аппарат и потратить часть зарплаты мужа, – рассказала Анастасия.
Мнение эксперта
Начальник отдела потребительского рынка, международных связей и поддержки предпринимательства мэрии Биробиджана Татьяна ПРОТАСЕНКО говорит, что причины провальных стартапов разные: нехватка финансов, неумение видеть свой бизнес в перспективе, излишние амбиции. Основная беда, по словам Татьяны Михайловны, в том, что молодежь не хочет думать: искать в интернете интересные франшизы, настраиваться на новые идеи, осваивать рынок, что ещё не занят:
– Стал у нас один предприниматель заниматься квасом. За год получил выручку настолько хорошую, что купил завод по производству древесного угля. Видя его успех, другие сразу же подхватили идею. На следующий год выручку пришлось делить. Проще говоря, было сто рублей на одного, а теперь по пятьдесят на двоих. Влияние имеют крупные торговые сети, из-за чего загибаются мелкие магазинчики косметики, парфюмерии, продуктов. Центральный рынок на грани выживания, потому что людям удобней всё купить в одном месте. Поэтому и аренда на рынке на данный момент самая дешёвая. Ещё одна причина в людях. Вот пример: на двенадцатом километре нет ни одного магазина. Женщина поставила там ларёк с самым необходимым. Людям бы радоваться, но у них попёрла зависть к «буржуйке». Начали писать в мэрию жалобы, интересоваться, платит ли предпринимательница налоги, есть ли у неё санкнижка. Начинаются проверки. А у неё, может, выручки едва хватает на аренду. По состоянию на 1 июля текущего года в Биробиджане было зарегистрировано 2262 индивидуальных предпринимателя. С повышением социального налога мы потеряли сразу более трехсот.
Горе-бизнесмену не остается ничего, кроме как повесить на дверь баннер «Продам». Предприимчивые ищут обходные пути, меняют форму собственности с ИП на ООО и сдают нулевые декларации. Хитрые превращаются в «мертвые души»: закрывают ИП, по факту продолжая вести свою деятельность – стригут, пилят ногти. Сейчас предприниматели делают ставки на государственную поддержку, налоговые каникулы, снижение процентных ставок по кредитам. И продолжают открывать то, чем город и так перенасыщен: модные бутики и кафе.
Катерина ТЮЛЬКИНА