БИРОБИДЖАН, 18 ноября, «Город на Бире» — В областной библиотеке имени Шолом-Алейхема молодые театралы представили зрителям читку пьесы Андрея Иванова «Это всё она». Это второй спектакль, который зрители из Биробиджана увидели в рамках проекта «ДоброЧтение». Две недели назад они прочитали для зрителя пьесу Владимира Лидского «Чёрненькие». Мелодраму с элементами комедии зрители приняли на ура. С историей Андрея Иванова отношения и у зрителей, и у актеров, конечно, чуть сложнее.
В этот раз на сцене не было руководителя театра Ирины Шайтановой. Она оставила себе место звукорежиссёра. Все роли сыграли ребята из старшей группы молодёжного театра «Добрые люди». В роли мамы была Евгения Рукомеда, её сына сыграл Матвей Требухов. Роль его альтер-эго в сети исполнил Александр Кялундзюга, а девочки Тофи - Ульяна Степура. Слова автора читала Дарья Русакова.
«Это всё она» — довольно жёсткая история о тотальном непонимании между мамой и ее сыном-подростком. Их объединяет общее горе — потеря близкого человека. Но поговорить они об этом не могут. Каждая реплика героя превращается в монолог. Мама адресует свои монологи подруге, сын — другу.
Чтобы наладить контакт с ребёнком, мама создаёт в интернете страницу девочки Тофи и начинает общаться с сыном, которого в сети зовут Таэурский ворон. Вот у Ворона и Тофи отношения складываются почти сразу. Только это ещё больше усугубляет ситуацию в реальной жизни. Настолько, что у пьесы может быть страшный финал. Или нет. Потому что автор оставляет в конце истории вопросы, ответить на которые каждый должен себе сам. Как ты общаешься со своим ребёнком? Когда ты последний раз говорил о чём-то с родителями? Есть ли у вас вообще контакт или только монологи?
Ребятам удалось передать весь спектр эмоций только с помощью голоса, жестов, мимики и костюмов, чтобы лучше вжиться в роль. Маму мы ненавидим, сыну сочувствуем. Потом эмоции меняются местами. И так несколько раз, потому что живые персонажи пытаются понять друг друга, совершают ошибки, учатся жить в новых для себя обстоятельствах — без папы и мужа.
В пьесе есть нецензурная лексика, кроме того, руководитель театра Ирина Шайтанова сказала, что ребята читают цензурированный вариант. В пьесе есть современная лексика, с помощью которой в интернете общаются Тофи и Ворон. Но всё это настолько органично, что совершенно не режет слух. «Спектакль сорвал со зрителя кожу», — так говорили в своих отзывах биробиджанцы.
— Очень непросто работать над такими вещами. У нас в театре занимаются ребята от четырёх до 26 лет. Дети очень бедны эмоционально. И, к сожалению, главная эмоция, которую даже маленькие дети знают очень хорошо — это агрессия. А когда я говорю, покажи нежность, они изображают сердечко. Смайл, грустный смайл, лол. Все наши чувства нивелировались. Очень трудно было выжимать те эмоции, которые показали ребята, — рассказала после спектакля Ирина Шайтанова. — Спустя полтора месяца читки я очень чётко понимала, что хочу ставить этот спектакль. Я понимала это настолько! Я видела, что ребят пробило. К сожалению, это будет только в следующем сезоне. Этот спектакль про эгоизм. То чувство, которое ни сыну, ни матери не дало возможность разрушить эту стену. Только в последний трагический момент возникает желание разрушить её. Мама думает только о своей жизненной трагедии. Она не задаётся вопросом, а что же чувствует её сын, который точно также потерял отца. Сын ничем не лучше. Он думает только о своих проблемах.
Повторные читки на зрителя будут в декабре — 1 и 15 числа. Молодёжный театр «Добрые люди» покажет и «Чёрненьких», и «Это всё она».
— Всё это мы делаем ради одной цели: мы хотим, чтобы в Биробиджане вернулась прекрасная традиция семейных походов в театр, — подвела итог театральной встречи Ирина Шайтанова.
Вера Кравец