Владимир Самолов.
Второго апреля в Биробиджане на площади Дружбы прошел очередной митинг. Среди других ораторов своё слово сказал и дальнобойщик Владимир Самолов. Журналисту «Ди Вох» Самолов рассказал, что из-за «Платона» он не смог купить своему ребёнку торт на день рождения.
БИРОБИДЖАН, 7 апреля, «Город на Бире» – На сегодняшний день водители большегрузов являются в России едва ли не самым сплоченным профессиональным братством. И их массовые акции против небезызвестной системы «Платон», пожалуй, одни из самых громких и резонансных. Мой собеседник до поры до времени был абсолютно далек от всевозможных политических баталий, но волей судьбы и он оказался втянут в противостояние.
Рис. Леонида МЕЛЬНИКА.
Как заявил митингующим Самолов, он уже 22 года как крутит баранку своего автомобиля. За это время исколесил всю страну, и единственное, куда не добрался до сих пор, так это в Калининград. Машина-кормилица у него относительно свежая, 2010 года, и до недавнего времени находилась в аренде с правом выкупа. Мужику пришлось изрядно потрудиться, чтоб рассчитаться за неё. Ведь не внесёшь вовремя деньги – отберут грузовик без лишних разговоров. До какой-то поры Владимиру вполне хватало заработанного, чтобы и с текущими долгами рассчитаться, и семью свою прокормить. Потом пришлось существенно ужаться, сократив семейный рацион. А когда государственные мужи помимо прочих автодорожных налогов ввели дорожный сбор по пресловутой системе «Платон», возопили уже все дальнобойщики. Очень туго пришлось и Самолову.
– Все вы знаете, – обратился он к горожанам, – что теперь водители большегрузных автомобилей должны платить деньги с каждого пройденного километра якобы на ремонт дорог. Честно говоря, не понимаю: за что? Акцизы на топливо уже ввели. Сказали, уберем транспортный налог. В итоге имеем и акцизы, и налог. Сейчас будем платить по «Платону» 1,91 рубля за километр. А нормальных дорог как не было у нас, так и нет. Зато на трассе вы увидите кучу машин, проверяющих, кто оплатил «Платон», а кто нет. И в офисах у них множество административных работников, которых, по сути, содержим мы, водители. В этом году впервые настал день, когда я за наличные не смог купить своему ребёнку торт на день рождения. Взял его на кредитную карточку. То же касается и подарков жене к 8 Марта. Я стал зарабатывать столько, что утратился сам смысл работы.
После этого выступления я подошел к Владимиру, который поведал мне, сколь тяжело сегодня добывают свой хлеб он и его коллеги:
– В прошлом месяце я ходил в рейс четыре раза. Дважды на Де-Кастри* и дважды на Якутию. Заработал 15 тысяч рублей! Разве на эти деньги можно содержать семью?! Вы знаете, сколько моя машина требует вложений? Купил шесть колес, а ещё бензин на тягач надо взять, масла, фильтры... И всё! Денег нет! Амортизаторы надо поменять. Два задних – это уже 26 тысяч рублей. Прибавьте два передних, плюс на кабине их шесть. Вот и прикиньте сами, во что мне обходится обычное техническое облуживание. А ремонт?! Ведь нормальные дороги никто и не собирается делать – только успеваешь запчасти менять. Шёл, скажем, на Якутию. Дорог там вообще нет. Чтобы подняться на перевал, надел цепи на колёса. Одна лопнула и разбила фару, повредила брызговики и номерной знак. Чтобы восстановить всё это, потратил не один десяток тысяч. А когда в России ввели европейские нормы труда и отдыха, что стало?! Я еду в Магадан – а там мороз минус шестьдесят. Пару часов поспал – и снова в путь. Да если я лишний час просплю, я ведь потом машину до весны не отогрею. А с нас спрашивают, почему, дескать, не соблюдаете режим труда и отдыха, как положено по закону? Как будто у нас здесь дороги, как в Европе, и такой же мягкий климат!
Много опасностей подстерегает российских водил. Что, мало злодеев рыщет по нашим дорогам? А заглохни ты где-нибудь на безлюдной трассе в лютый мороз. Да за счастье будет, коли вообще живым домой воротишься. А тут ещё родное государство прессует так, что не вздохнешь... Когда началась бессрочная забастовка дальнобойщиков, к ней присоединилась и местная водительская братия. Самолов и 15 его коллег собрались в минувшую субботу на акцию протеста где-то по комсомольской трассе. Сотрудники полиции задержали их за это и, как уверяет Владимир, день промурыжили в хабаровском горотделе. Мол, хотели предъявить обвинение в неком сговоре с оппозиционными силами. Однако доказать ничего не смогли, поэтому всех водителей, предварительно взяв на карандаш, отпустили.
– По правде говоря, я даже не знаю, кто такой этот Навальный и за что он борется, – разводит руками Самолов. – Мне нет до него никакого дела. Меня волнуют только собственные проблемы и проблемы моей семьи. И за нормальную жизнь я готов бороться.
Евгений СТЕПАНОВ
* Де-Кастри – посёлок в Ульчском районе Хабаровского края.