Фото из архива gorodnabire.ru.
Отверженные из группы риска
БИРОБИДЖАН, 26 апреля, «Город на Бире» — Сегодня, чтобы остановить распространение коронавируса, нас всех убеждают оставаться дома. Большинство следуют этому призыву, но есть те, кто в принципе не имеет такой возможности. Это бомжи – люди без определённого места жительства.
Сколько таких, без крова над головой, вряд ли кто скажет. В тёплых чужеземных краях их и не пытаются сосчитать. Когда я был в Индии, то видел, как с наступлением темноты в скверах, на газонах, а то и прямо на обочинах дорог устраивались на ночлег те, у кого не имелось даже ветхой лачужки. В странах похолоднее и побогаче устраивают приюты, ночлежки, кормление бомжей – и это даёт возможность учесть хотя бы тех, кто явился за помощью. В Великобритании, например, в прошлом году волонтёры насчитали около 25 тысяч бездом-ных, хотя эксперты предполагают, что их в разы больше.
Таким образом, число бомжей довольно велико, и, по мнению специалистов, у этой категории населения из-за условий жизни иммунитет весьма ослаблен, а это значит, что они входят в группу риска как наиболее подверженные COVID-19.
Фото из архива gorodnabire.ru.
Чтобы обезопасить людей от деклассированных сограждан, в некоторых странах правительства выразили готовность потратиться на то, чтобы на время пандемии собрать последних в определённых местах, где их можно изолировать. В той же Великобритании, например, выделили 3,2 миллиона фунтов (почти 300 миллионов рублей) на то, чтобы обеспечить укрытие бродяг. Появлялись даже сообщения, что их на время поселят в отелях, которые сейчас пустуют. Подтверждения того, что это намерение осуществлено, я не нашёл.
Губернатор Калифорнии тоже решил помочь бездомным деньгами, сообщает сайт Medialeaks. Гэвин Ньюсом направил 150 миллионов долларов (порядка 12 миллиардов рублей) на усилия по предотвращению распространения вируса COVID-19 среди бомжей. Две трети этой суммы пойдет непосредственно местным органам власти, а 50 миллионов долларов будут использованы государством для покупки 1300 туристических прицепов и аренды гостиничных номеров в качестве временного жилья.
Впрочем, наивно думать, что с наступлением напугавшей всех добропорядочных граждан пандемии для тамошних бомжей настали сладкие времена. Глава профсоюза приютов для бездомных Нью-Йорка Грегори Флойд рассказал, что подотчётные ему заведения уже стали плодородной почвой для коронавируса, поскольку там не хватает средств защиты.
Фото из архива gorodnabire.ru.
КАК СООБЩИЛА газета «Известия», в России более 64 тысяч человек не могут укрыться от пандемии в своей квартире за неимением таковой. Думается, что реальная цифра значительно выше. О каких-то государственных вливаниях средств на то, чтобы обезопасить их (или обезопаситься от них?), не слышно. В крупных российских городах, прежде всего в Москве, существуют убежища для бомжей, которые функционируют на пожертвования спонсоров и благодаря деятельности благотворительных фондов и волонтёров. Однако попасть в такие заведения непросто: практически все они переполнены. Руководитель столичной сети приютов для бездомных людей «Дом трудолюбия Ной» Емилиан Сосинский ещё в конце марта сообщил, что социальные дома скоро не смогут принимать новых людей. А ведь пик заболевания в столице не достигнут и сегодня.
Что же у нас, в ЕАО? Для начала я попытался узнать, сколько примерно бомжей в Биробиджане. За этим обратился к начальнику отделения информации и общественных связей УМВД России по ЕАО Оксане ТКАЧЁВОЙ.
– Учёта людей без определённого места жительства органы внутренних дел не ведут, – ответила Оксана Викторовна. – Поскольку бродяжничество не является уголовным преступлением, задерживать их без причины у нас нет полномочий. Если совершают какое-нибудь правонарушение, их привозят в полицию. Здесь они проходят дактилоскопию, отпечатки пальцев у нас хранятся, в случае гибели бомжа это помогает его идентифицировать. Но задерживать бомжей, не нарушающих порядок, мы не имеем права.
Сколько их в автономии, моя собеседница ответить затруднилась. Предположила, что несколько десятков, не больше.
Фото из архива gorodnabire.ru.
Единственный на всю область приют для людей без определённого места жительства «Маяк» расположен в селе Найфельд. Он находится под патронажем местной религиозной общины евангельских христиан-баптистов «Шалом».
– Сейчас в приюте живут 26 человек, – рассказывает пастор Виктор ЛОКАЙЧУК. – Всё занято. Почти все проживающие – либо очень пожилые люди, либо инвалиды. На освобождающиеся места мы берём новых. Обычно, когда кто-то умирает... Бывает, находятся родные, забирают. Один недавно устроился на работу в городе. Пока больше никого принять не можем. Тем более что планируем начать ремонт. Меры безопасности в «Маяке» соблюдаются, все ходят в масках.
По словам Виктора Николаевича, сейчас бомжи не стремятся в приют. Да и вообще большинство этих людей не хотят социализироваться.
– Как-то полиция провела рейд по местам их обитания, – вспоминает пастор. – Нашли человек 40, предложили им устроиться в «Маяке». Ни один не выразил желания.
Поскольку таких сборищ деклассированных элементов, как в столице, у нас нет, опасность от них не столь велика. Я что-то не упомню, чтобы встречал бомжей в общественных местах. Ходят они в основном поодиночке, редко – парами. К прохожим не пристают, попрошайничают редко и не нахально. Так что заразиться от них вряд ли можно. Да и бомжей с признаками коронавируса в Биробиджане пока не выявлено.
– Все заболевшие и с подозрением на COVID-19 в ЕАО – это люди, контактировавшие с теми, кто побывал за границей или общался с такими людьми, – отметил главный врач Биробиджанской станции скорой медицинской помощи Вячеслав КОГАН. – Вряд ли у бомжей есть такие знакомые. Но если кто-то из них заболеет, ему будет оказана необходимая медицинская помощь.
В общем, меня успокоили: бомжи – не главная опасность при нынешней эпидемии. И всё-таки мир этих обитателей дна мало изучен, и чего от них ждать – непонятно. В Сочи полиция на днях с помощью казаков решила вывезти 28 бездомных за пределы курортного города, поскольку в нём нет приютов. По пути автобус остановился, и бомжи попытались бежать. Казаки стали их останавливать, но были избиты, а беглецы оказались на свободе. Вот вам и безобидные парии!
Михаил КЛИМЕНКОВ