Как пишет газета «Ди Вох», «Дружбу» ремонтируют в подарок, а дарёному коню «пейсы не крутят».
БИРОБИДЖАН, 12 августа, «Город на Бире» – Рабочие из Поднебесной снимают брусчатку и укладывают на освободившееся место такую же, только новую. Бетонные постаменты, на которых много лет возвышались фигуры зверушек, строители тоже окапывают – это для того, чтобы их вывезти. На месте отработавших своё скульптур предполагается установить вазоны для цветов. Как сообщили в пресс-службе городской мэрии, строители обновят памятник – символ дружбы Биробиджана и его китайского побратима Хэгана. Новое лицо нашей площади – соседский подарок, стоимостью пятьсот тысяч юаней. Кто знает, может, местные архитекторы и художники предложили бы не вазоны, а что-то иное, что не посягало бы на очевидные китайские мотивы, но содержало бы ещё и хоть какие-нибудь еврейские штрихи. Но местных никто не спрашивал. «Дружбу» ремонтируют в подарок, а дарёному коню пейсы не крутят.
К СЛОВУ о дарёных конях. Вспоминается мне рассказ биробиджанского художника Владислава ЦАПА, автора памятника первым переселенцам на привокзальной площади.
– Лошадь, запряженная в телегу, – поделился однажды Владислав Абрамович, – сильная, что твой владимирский тяжеловоз. А я рисовал лошадку худую, чахлую, какая только и могла быть у первых переселенцев. Но памятник отливали в Китае, а у них свои представления о том, какие должны быть изваяния животных. Конечно, эдакого красавца они отлили от чистого сердца – в подарок к юбилею области.
У наших побратимов сила в почёте, поэтому огромные руки, удерживающие планету, никуда не денутся. Сие скульптурное изваяние даже подчеркнут дополнительным освещением. Планету нашу покроют специальным стеклом, и будет она прекрасной, и голуби, вечно парящие над площадью, не дадут забыть о жизни на этой планете, а их естественные напоминания можно будет периодически смывать, что раньше было делать затруднительно.
Мне искренне понятно желание друзей сделать Биробиджан красивее, чтобы вместе радоваться предстоящему празднику. Но мне всегда казалось, что такие работы производятся на основе проектов, пусть даже условных, неконкретизированных, но, как оказалось, проекта реконструкции центральной биробиджанской площади не существует.
РАБОТЫ курирует управление автомобильного транспорта и благоустройства города. Исполняющая обязанности начальника этого управления Галина МИРОНОВА объяснила, что, если речь идет о благоустройстве города, проектов не делают. Это означает, что даже строители увидят полную картину только на последней стадии работ, то есть когда из Китая прибудут вазоны. Пока их нет, но они обязательно будут. И ещё 16 кованых скамеек и столько же урн. Несколько дополнительных источников света подчеркнут красоту самого старого городского сквера.
Работают на площади Дружбы подчинённые Виктора РОДИОНОВА, гендиректора ООО «Стройград». Виктор Борисович говорит, что перечень того, что нужно сделать, он обсудил лично с мэром Евгением Владимировичем Коростелевым и Светланой Ивановной Сульдиной, заведующей городским отделом архитектуры и градостроительства.
Бригадир китайских рабочих СУ Минхуэй, а по-русски просто Игорь, на стройках работал, но площади раньше не строил и не ремонтировал, и даже не видел. В Китае он бывал только в Хэгане, в другие города ездить не приходилось. Однако «капитана» горячо заверяет, что сделает со своими рабочими всё, что нужно и как нужно.
ЭТО НЕ ВСЕ ПОДАРКИ нашему городу от китайского побратима. Уже проводятся нулевые работы на строительстве площади Ичунь в районе областной филармонии. За обновленными стенами эпицентра культуры нашей области ведется строительство ещё одного объекта культуры, но уже китайской. Виктор Борисович, чья организация ведёт работы и на этом участке, рассказал, что там будет установлена огромная статуя с изображением птичьих крыльев. Один постамент весом 180 тонн. Он будет на сваях. Бетона, говорят, уйдет не меньше десяти тысяч кубометров. Сама статуя уже в Биробиджане, хранится на территории «Чистого города».
– Проект площади Ичунь, – рассказал Виктор Родионов, – набросали схематично. Строить нужно, а рисовать никто не хочет. Постамент нарисовал архитектор Павленко Александр Геннадьевич, пока ему не заплатили за это ни одной копейки. Делать работу нужно, а денег на проектирование нет.
Бригадир СУ Минхуэй на плохом русском сумел рассказать мне, что в Китае много самых разных памятников, изображающих птиц. Сейчас и у нас в городе будет. И мы привыкнем к нему, как привыкли ко львам и к аркам.
Интересно, как оценил бы всё это архитектор Наум Ефимович Трахтенберг, в далекие тридцатые годы начинавший проектирование нашего города. Мы уже не спросим его об этом. Да тут кого ни спроси – ответ предсказуем: «Вы получили это в подарок...» И дальше – всё, давно уже нам известное, о дарёном коне.
Александр ДРАБКИН