Журналист «Ди Вох» чуть не утонул на таком сплаве.
БИРОБИДЖАН, 23 июля, «Город на Бире» – По Бире я сплавлялся раз десять, не меньше. И от тех речных похождений у меня остались самые приятные впечатления. Это ж такое удовольствие: ясный день или ночное бездонное небо, усыпанное звёздами, костерок, уха, фронтовые сто грамм в компании друзей и разговоры по душам о том, о сём! И хоть на сплаве может случиться всякое, у нас обходилось без происшествий. Видимо, слишком я уверовал в свою удачливость и опыт, вот силы небесные и решили меня проучить.
В нынешнем году я с середины мая уговаривал друзей отправиться в очередной сплав, но всё как-то не складывалось. То командировка незапланированная, то ливень. Мне бы внять предостережению. Ан нет! Романтику мне подавай!
Кое-как собрались. Втроём: я и товарищ с женой. На воде мы все держимся более-менее, но Иру для дополнительной страховки облачили в спасательный жилет. Утречком знакомый доставил нас на берег в районе станции Бира. Буквально через полчаса мы надули лодку, стали грузить пожитки. И снова кольнуло меня нехорошее предчувствие. Лодка у нас хоть и отличная, практически новая, но для нас и всего походного скарба оказалась тесноватой.
Примерно в три часа пополудни мы отшвартовались от берега. Как нам было хорошо! Тишина, великолепные пейзажи! Ни мухи, ни комарика! Сидим травим байки, по сторонам смотреть не забываем.
Но вот лодку вынесло в протоку между островов. Течение стало более напористым, а опасных мест – больше. Нас потащило к берегу, а там над самой водой – бревно с острыми сучьями. Пропороть лодку можно было в секунду.
«Отгребай быстрей!» – рявкнул мне товарищ, и я как мог налёг на весла.
Быстрый манёвр в такой ситуации очень важен. А я в тесноте даже не могу как следует, на полную амплитуду взмахнуть веслами. Не быстро, но мы всё же миновали опасный участок. Едва я вздохнул с облегчением, как приятель завопил пуще прежнего: «Дальше, дальше греби!» Метрах в десяти от нашего бревна, к самой воде наклонилось большое дерево.
«Пригнитесь!» – только и успел гаркнуть я, понадеявшись, что нас всего лишь как следует «причешет» ветвями. Не тут-то было. Мы глазом моргнуть не успели, как оказались в ледяной воде.
В целом не такая уж проблема. Все благополучно вынырнули. Лодка – рядом, правда вверх днищем. Тут же плывёт всё наше барахло. И мы успели бы всё забросить назад или вытащить на берег, кабы не наше слабое звено.
Иру в её оранжевом жилете понесло течением, как перышко. Бросились догонять её вплавь – да куда там! Мы быстро сообразили, что ещё минута – и просто потеряем её из вида. В общем, вылавливать вещи было некогда. Даже в лодке я нагнал Иру только километрах в полутора от того места, где мы перевернулись.
Когда мы немного пришли в себя, сообразили, что наше положение теперь крайне незавидное. Все живы и целы, и то слава богу. Но вся наша поклажа пошла на дно. Я остался в мокрой футболке и трусах. У товарища обувь тоже утонула, но тот был хотя бы в длинных шортах. Ира умудрилась сохранить и обувь, и джинсы. Ещё у нас осталась палатка, в которую Ира вцепилась, как в спасательный круг. И всё! Ни еды, ни телефона, ни спичек.
Вам не приходилось ночевать в одних трусах в нашенском лесу? Очень рекомендую! Отродясь я не ждал рассвета с таким нетерпением. Одна радость – чистое, на удивление звёздное небо...
За ночь лодку сдуло, и её пришлось бросить. Зато среди ночи выяснилось кое-что, внушившее нам оптимизм. До нас неоднократно доносился звук идущего поезда, да такой громкий!.. Это же хорошо! Это значит, что блуждать в незнакомом лесу долго не придётся.
Едва рассвело, мы двинулись на звуки цивилизации. Идти до трассы оказалось действительно недалеко – километра три. Но что за путь это был!..
Сначала – по ивняку по грудь в холоднющей воде. Потом по бурелому. Кочки чуть ли не в человеческий рост, топь непролазная, заросли шиповника, ручьи и речушки, которые надо форсировать вплавь, комары, мошка, оводы…...
Через пять часов мы пробились к железной дороге. Путейцы дали позвонить, объяснили, как выходить к людям. На «федералку» мы выбрались примерно в километре от Семисточного. Спустя час за нами приехала машина. Уже дома я выяснил, что нам крепко повезло с местом катастрофы. Чуть дальше – и нам пришлось бы шагать по мари километров десять.
За несколько часов из бравых путешественников мы превратились в жалкие развалины. Израненные, исколотые, искусанные, голодные, уставшие, невыспавшиеся, напуганные, продрогшие...… За минуту мы утопили в реке имущества тысяч на семьдесят: два хороших телефона, фотоаппарат, три пары недурственных очков, аудиоколонку, котелки, рюкзаки, спальники...… Это не считая лодки и палатки.
Даже не знаю, когда теперь потянет меня на звёздную романтику. А потянет – тысячу раз сам у себя спрошу, так ли уж сильно оно мне надо.
Сижу вот теперь дома и не устаю повторять старинную пословицу народа избранного, к коему отношусь лучшей своей половиной: «Спасибо, что взял деньгами».
Евгений СТЕПАНОВ
Комментарий:
Андрей КАРАСЁВ, заместитель начальника Профессионального поисково-спасательного подразделения по ЕАО:
– Сплав на надувных лодках и плотах по Бире представляет серьёзную опасность по следующим причинам: низкая температура воды, быстрое течение – до 5 км/ч, наличие естественных препятствий (заторы, водовороты).
Водные туристы должны обладать большим сплавным опытом, в том числе навыками спортивного сплава, иметь хорошую физическую (специальную) подготовку и соответствующее снаряжение. При сплаве после 17-18 часов сказывается утомление, появляется усталость, реакция притупляется, что может привести к аварии.
Чтобы «прогулки по воде» не закончились драматически, нужно знать и выполнять следующие организационные меры и правила техники безопасности при сплаве:
• перед проведением туристического похода группе необходимо обязательно зарегистрироваться в подразделениях МЧС. В ЕАО это поисково-спасательное подразделение ДВРПСО МЧС России – тел. 2-44-14, Профессиональное поисково-спасательное формирование ЕАО – тел. 3-04-31, или Центр управления в кризисных ситуациях ЕАО – тел. 4-12-00. Следует указать маршрут движения, дату выхода группы, количество участников;
• руководитель группы должен иметь опыт проведения водных походов, знать маршрут, порядок и правила работы со снаряжением и спасательными средствами, иметь с собой карту маршрута и средство связи;
• на воде следует всегда находиться в надёжном застёгнутом спасательном жилете; количество спасательных средств соответствует количеству участников сплава;
• при прохождении опасных участков реки всегда следует проводить наземную разведку (обращать внимание на информационные знаки, которые могут быть выставлены на берегах);
• во время сплава группы плавсредств необходимо всегда оставаться на расстоянии прямой видимости друг от друга, чтобы товарищи при возникновении происшествия смогли прийти на помощь.