Владимир Израйлевич Пеллер.
БИРОБИДЖАН, 2 ноября, «Город на Бире» — От памяти стеной не отгородиться и даже наоборот: можно, оказывается, поставить стену, отгораживающую ныне живущее поколение от беспамятства.
НАБЛЮДАЛ я недавно полумарафон памяти Владимира Пеллера. Владимир Израйлевич не просто легенда Валдгейма. Имя его можно поставить в один ряд с самыми известными участниками Великой Отечественной войны, если вспомнить, что в Сталинграде, недалеко от легендарного Дома Павлова, есть и Дом Пеллера. Фронтовой разведчик был смел не только во вражеском тылу и в рукопашном бою. В мирное время он не боялся отстаивать интересы своих колхозников перед самыми высокими партийными чинами. Что об этом знали участники полумарафона? Почти ничего. Иногда из колонок звучало сообщение о том, что Пеллер был известным руководителем колхоза. Увы, даже в селе всё меньше остаётся людей, знавших и помнящих Владимира Израйлевича. Всё реже в разговорах односельчан звучат имена других людей, которыми гордились и которым радовались при встрече на улице. Кто-то, но уже немногие, ещё помнит Исаака Абрамовича Пришкольника, именем которого названа сельская школа. Память, если её не обновлять, имеет свойство стираться и тускнеть, как старое фото.
Лейб Резник.
АНДРЕЙ БЯЛИК, директор валдгеймской сельской школы, учитель во втором поколении, – один из тех, кому история села интересна чуть ли не больше, чем история собственной семьи. В 2015 году, после назначения директором школы, Андрей Яковлевич обратил внимание на бетонный забор, беспорядочно изрисованный детьми. Внешний вид десяти бетонных плит эстетических эмоций точно не вызывал. Однако эти плиты показались ему урожайным полем, которое вполне могло взрастить плоды познания истории села. Так возникла идея превратить неприглядный школьный забор в Стену Памяти.
Изначально думал изобразить сельские здания, но после решил, что на здания можно и так посмотреть, и что лица известных земляков куда интереснее. Бялика поддержали коллеги. Реализовать идею они решили методом краудфандинга, объявив сбор денег в интернете, на платформе фонда «Начинание». За год удалось собрать около тридцати тысяч рублей. А хотелось 150 тысяч, чтобы не экономить. Стали участвовать в разных грантовых проектах. Ещё тридцать тысяч выиграли в одном конкурсе, пятнадцать тысяч получили в поддержку через центр «Мост». Всего собрали тысяч восемьдесят.
Исаак Абрамович Пришкольник.
КОГДА встал вопрос о том, кто будет рисовать изображения на стене, вариант с учителями ИЗО и воспитанниками художественной школы не рассматривали. «Не то кино», – коротко сформулировал Андрей Яковлевич.
– На кафедре дизайна ПГУ были готовы бесплатно сделать работу нашими красками, – вспоминает он. – Нам показали эскизы. Там в едином стиле были изображены различные областные объекты, вплоть до кульдурских оленей. Это было бы блестяще, скажем, к юбилею области, но причём тут Валдгейм? К счастью, у нас на тот момент не было денег ещё даже на краски. Потом, когда средства собрали, пришло и осознание, что действительно хотелось увидеть. Хотелось глубины и красоты исполнения, живости и одновременно атмосферы чёрно-белой точности, которая присутствует только в старых фотографиях. Тогда мы обратились к биробиджанскому художнику Илье Мерзлякову. На наш взгляд, он единственный, кто мог быстро, качественно и здорово выполнит такую работу. Илья поддержал нас. Он приезжал по выходным четыре недели подряд.
На одной заборной плите изображён Пеллер, на другой – Лейб Резник, первый садовод области, на третьей – Пришкольник, на четвёртой – бывший директор местного детского дома, фронтовик Илья Вениаминович Шохтов. Фотографии подбирали вместе, автор проекта и художник. Важно было не только содержание, но и качество снимка. Изображение должно быть чётким – так больше возможности детально перенести его на бетонную плиту.
– У нас ещё остались крас-ки. После дополнительного сбора средств мы уже в следующем году собираемся закончить работу над этим проектом, – уверенно заявил Бялик. – В списке фронтовик Ефим Евсеевич Койсман, который долго руководил в селе детским домом; Борис Ефимович Рак, который возглавлял колхоз «Заветы Ильича» и одним из первых в области организовал крестьянско-фермерское хозяйство. Мы ищем фотографии фронтовика Семёна Григорьевича Вищиникина и одного из основателей села Михла Гефена. Есть целый список фамилий. Лишь старики сегодня знают в лицо и помнят этих людей, но они заслужили, чтобы их знал любой местный школьник. Пусть нынешние дети, повзрослев, смогут рассказать о них своим детям и внукам.
Илья Вениаминович Шохтов.
СТЕНА ПАМЯТИ ещё в работе, а её авторы уже планируют снабдить её штрих-кодом: наводишь на рисунок мобильный телефон – получаешь информацию об изображённом на плите человеке. От разного рода мемориальных табличек здесь сознательно отказались.
Иногда школьники задают своему директору логичный вопрос: что будет со стеной, когда в селе построят новую школу? На что Андрей Яковлевич уверенно отвечает: «Нам никто не помешает установить Стену Памяти рядом с новой школой. Она останется с нами. Это же Память».
Александр ДРАБКИН