Своим мнением о новой постановке и об отношении биробиджанских властей к состоянию сферы культуры поделился журналист «Ди Вох».
БИРОБИДЖАН, 8 марта, «Город на Бире» – После премьеры спектакля «Родственные связи» в народном Театре современной пьесы при биробиджанском ГДК режиссёр Светлана ЕФРЕМОВА сказала, что стремилась прежде всего развлечь публику. Дескать, проблем у людей и так хватает.
Честно скажу: о драматурге Ольге Степновой, авторе «Родственных связей», я до сих пор ничего не знал. Пришлось обратиться к интернету. Отдельной статьи в Википедии эта уже не совсем молодая женщина пока не удостоилась, тем не менее оказалось, что литературно она весьма плодовита. Её «иронические детективы» и «дамские романы» выходят регулярно. Степнова – сценарист многих телесериалов и автор нескольких пьес, поставленных разными труппами, преимущественно провинциальными и московскими антрепризными.
Фабула «Родственных связей» вкратце. Скромная преподавательница музыки Маша мечтает выйти замуж. Вариант у неё один: туповатый и очень ревнивый сотрудник уголовного розыска Леонид. Чтобы справить себе свадебное платье, она решает продать старинное фамильное пианино. На объявление откликается «крутой мэн» Константин. Музыкальный инструмент понадобился его жене Лоре, чтобы заполнить прореху в гостиной. После череды типично анекдотичных ситуаций (любовник в шкафу, ложь во спасение, явление жены Константина, которая оказывается любовницей Леонида и т. п.) всё заканчивается общим примирением.
Если кому-то фабула кажется дурацкой, он не совсем справедлив. Пьесу «Родственные связи» можно отнести к древнейшему виду искусства – комедии положений. Конечно, с высшими образцами такой драматургии – шекспировской «Комедией ошибок», мольеровским «Мещанином во дворянстве», гоголевским «Ревизором», чеховским «Медведем» – произведение Степновой сравнивать грешно. Идейно оно пустовато, характеры выписаны слабо, поступки героев не поддаются никакой логике, диалоги не блистают остроумием. Тем не менее качеством юмора пьеса не уступает тому, что мы сейчас преимущественно видим на телеэкранах, и драматургию подобного уровня театры охотно включают в репертуар. Так что выбор Светланы Ефремовой для своего дебюта в качестве режиссёра Театра современной пьесы вполне оправдан. Тем более что пьеса и спектакль – хоть и связанные между собой, тем не менее разные виды творчества.
Можно привести немало примеров, когда пустая и некачественная драматургия становилась основой замечательных театральных событий. Разумеется, такое может случиться, если за постановку берётся режиссёр с оригинальным сценическим замыслом. Дав волю фантазии, порой перекроив драматургический «полуфабрикат» до неузнаваемости, он добивается успеха. Увы, Светлана Ефремова, не мудрствуя лукаво, на полном серьёзе последовала за фарсовым сюжетом. Даже оформление спектакля – в духе «реализма» образца 50-х годов прошлого века. Правда, в силу скудного финансирования, фанерные декорации выглядят жалко.
Парадоксально, но недостатки подобных пьес, особенно комедий, порой благотворно сказываются на игре актёров. То, что характеры героев прописаны слабо, даёт им возможность свободно импровизировать, показать всё разнообразие своей актёрской палитры. Разумеется, в рамках режиссёрского замысла спектакля. Все актёры этого спектакля играют на одной ноте, зато фортиссимо, то есть очень громко. На сцене – постоянный шум и крик, так что поневоле вспоминалась песенка Винни-Пуха:
В голове моей опилки,
Да, да, да.
Но хотя там и опилки,
И кричалки, и вопилки,
А также:
Шумелки, пыхтелки и сопелки –
Сочиняю я неплохо иногда.
И это особенно жалко, потому что все четыре исполнителя – Ксения Пырина, Илья Юделевич, Дмитрий Кузьмин и Марианна Троякова – вовсе не обделены актёрскими способностями.
Я бы не стал писать об этой, на мой взгляд, неудачной премьере, если бы не реакция зрителей. В ходе комического спектакля смех раздавался редко и не дружно. Зато по окончании зал разразился аплодисментами.
Печально не только то, что театральные вкусы нашей публики, увы, катастрофически снизились. Тревожит отношение биробиджанских властей к состоянию сферы культуры. По крайней мере, культуры театральной. Создаётся впечатление, что художественное совершенство самодеятельных спектаклей чиновников вообще не интересует. Вышедший на сцену мэр Евгений Коростелев даже назвал постановку и игру актёров гениальными. Это наверняка убедило участников, что они на верном пути. Чиновников тоже: главное, чтобы театр что-нибудь показал, а отраслевое ведомство поставило жирную «галку». Я сомневаюсь, что кто-то из управленцев культурой до премьеры видел, что готовит в театре начинающий режиссёр. А если видел и не поправил, не подсказал, ещё хуже.
Сегодня можно с грустью констатировать, что после смерти Владимира Землянского городской народный театр неуклонно деградирует. Чтобы возродить его, нужно не только уговорить на постановку очередного режиссёра, но и оказать ему помощь. Известно, что в большинстве профессиональных театров устраиваются прогоны, на которые приглашаются не только собственные художественные советы, но и общественные, коллеги. Тем более это нужно нашим самодеятельным коллективам в столь сложный период. Компетентные, небезразличные специалисты в Биробиджане ещё не перевелись.
Михаил КЛИМЕНКОВ