«Датский» спектакль
БИРОБИДЖАН, 23 ноября, «Город на Бире» - Для новой постановки режиссёр театра Светлана Васильева выбрала пьесу белорусского драматурга Алексея Дударева «Рядовые», и можно понять логику режиссёра. Действие происходит в последние дни Великой Отечественной войны – в год 70-летия Победы вспомнить тех, кто защищал Родину, уместно. Пьеса написана 30 лет назад, то есть формально вполне современная и соответствует названию биробиджанского народного театра, работающего на базе городского Дворца культуры.
Впрочем, уже с последним утверждением можно поспорить. Достаточно ли для признания пьесы современной только даты её создания? И с какого периода можно отсчитывать «современность»? «Вишнёвый сад» или «Гамлет» относятся к этой категории? Нет? Тогда почему театры всего мира продолжают их ставить?
Если рассматривать пьесу Дударева в таком контексте, то её можно считать не только несовременной, но глубоко архаичной. Написана она была к 50-летию Победы, то есть тогда, когда советская идеология ещё была государственной, но уже трещала по швам. Нового прочтения требовала и тема военного героизма. Ещё гремели фанфары во многих юбилейных спектаклях, но души не только зрителей, но и театральных деятелей требовали другого. Хотелось тихого, проникновенного разговора о героизме рядовых.
Пьеса Дударева уже поэтому привлекла многие театры, хотя, если сегодня посмотреть на действие, которое разворачивается в «Рядовых», то оно вызывает недоумение. То, что в ней нет баталий – понятно: это принципиальная позиция драматурга. Но в ней нет и действия. Есть длительные разговоры бойцов небольшого взвода. Что у солдат в последние дни войны, когда шла ожесточённая борьба за каждый дом в Берлине, было время на подобные беседы, сомнительно. Оскомину вызывает и речь героев:
– Не в каждом немце сидит Гитлер… Большинство – несчастные, простые люди… Но я буду стрелять! И бить точно! До конца! Потому что воюю против дьявола! И его ангелов.
А уж о персонажах пьесы вообще говорить неудобно. Оценивать их поведение без учёта Фрейда вообще невозможно. Главный герой – этакий «батяня-комбат» – после ранения лишился мужской силы. Из-за этого он организовал, чтобы его горячо любимой жене выслали на него похоронку. Солдата по фамилии Буштец забрали на фронт прямо со свадьбы, и он прошёл всю войну, храня злобу на всех. Бойцы, прошедшие с рядовым Соляником множество фронтовых дорог, только в конце войны поняли, что он ни разу не выстрелил – ему вера не позволяет! А совершеннолетний боец по прозвищу Одуванчик, тоже не только что призванный в армию, так и дошёл до Берлина в роли малолетнего неразумного «сына полка». Подобные же недоумения вызывают речи и поступки и других персонажей.
То, что «Рядовых» 30 лет назад поставили даже такие театры, как Малый и БДТ, понятно. Было тогда такое понятие – «датский спектакль», то есть поставленный к определённой дате. В репертуаре они не задерживались и быстро забывались, но делались с привлечением лучших творческих сил: Кирилла Лаврова, Андрея Толубеева – в БДТ, Эдуарда Марцевича, Виктора Коршунова в Малом. Эти незаурядные мастера оживляли мёртвый текст, делали жизненными ходульных героев, придавали динамизм нудным диалогам.
В распоряжении Светланы Васильевой, разумеется, таких творческих сил нет. Самодеятельные артисты честно выучили текст, стараются вести себя на сцене более-менее естественно. Однако основной психологической краской у них является мощность голоса. Одни так кричат, что уши закладывает, другие говорят так тихо, что слов не разобрать. Одуванчик всё время плачет, санитарка Лида и жена командира Вера изображают любовь.
Режиссура тоже непритязательна. Единственным привнесением постановщика в пьесу является образ женщины с ребёнком – этакой мадонны, которая время от времени появляется в разломе, надо понимать, стены разрушенного дома.
Декорации художника Игоря Фефелова весьма условны и лаконичны. Впрочем, им наверняка руководили не творческие задачи, а соображения экономии средств. А если ещё учесть, что в зале ДК не предусмотрено хотя бы элементарное световое оформление и на сцене в течение одного часа 45 минут царит полумрак, то спектакль для зрителей превратился в серьёзное испытание.
Впрочем, по его окончании коллектив получил и свою долю аплодисментов, и благодарности от мэра города и председателя Законодательного собрания. Спектаклем поставлены сразу две галочки: одна – в планах культурного обслуживания населения, другая – в планах патриотического воспитания. А сам театр оставил за собой звание народного и сохранил возможность порадовать нас новыми, более свежими и интересными, спектаклями. Чего мы и желаем и коллективу, и нам, зрителям.
Михаил КЛИМЕНКОВ