БИРОБИДЖАН, 10 марта, «Город на Бире» — Один хорошо знакомый мне мальчик занимался боксом. Как и другие «микробоксёры» он участвовал в соревнованиях и даже побеждал в них, но чуть не бросил занятия в секции, после того как выиграл поединок, разбив нос противнику. Победитель очень расстроился. «Я не знал, что у него слабый нос, – сквозь слёзы жаловался он папе. – Так побеждать нечестно». Малыш так и не стал хорошим спортсменом, но с годами понял, что кровь, случается, капает из людей не только на ринге. Дети-боксёры – изумительное зрелище на ринге и замечательные существа в обыденной неспортивной жизни без ударов и нокаутов.
В их комнатах живут не только боксёрские груши и перчатки, но и книги и игрушки.
Алёша ВАСЕРМАН занимается боксом меньше года, а до этого тренировался в плавательном бассейне, посещал секцию борьбы. Тренировки на ковре ему просто не понравились, плавать он научился быстро, но серьёзных результатов добиться не успел.
– В детском саду их группе предложили заниматься борьбой у тренера Евгения Нежинского, Лёша тоже загорелся, – рассказывает отец мальчика Константин Владимирович. – Месяц он походил с присущим ему рвением, а потом как-то остыл. Я поговорил с сыном, сказал, что, если он не хочет заниматься, то и заставлять себя не нужно. Лёша сказал, что хочет заниматься плаванием. В бассейн он отходил два года, научился плавать, но интересных результатов не было. Тренер говорил, что задатки у него есть, но проблемы с дисциплиной. Я понял, что там больше обращают внимание на послушных детей, с которыми легче добиваться результатов. Меня как родителя это не вполне устраивало, и тогда мы с Лёшей обсудили возможность занятий боксом.
Константин тоже дружит со спортом. В школе посещал цирковую студию, у него был третий разряд по спортивной гимнастике и первый – по акробатике. Потом перешёл в более жёсткий вид спорта – бокс. То есть сына он привёл в спортивный зал, где сам занимался много лет.
Алексею в секции интересно, даже притом что драться ему пока не приходилось. В школе не с кем ссориться – все ребята хорошие, а на тренировках его ещё только учат наносить удары и уходить от них. Настоящие Лёшкины бои ещё впереди. К перспективе разбить кому-нибудь нос или получить травму самому начинающий спортсмен относится вполне спокойно.
– Мне совсем не страшно, – говорит он, – это же в перчатках и на ринге. Если будет больно, потерплю. Когда научусь бить сам, тоже буду драться только в перчатках. Папа говорит, на улице не торопись драться. Сначала нужно много разговаривать с человеком, может, он и не захочет ко мне лезть.
Тренер школы бокса Евгений БАХТИГОРИЙЦЕВ, у которого занимается Алексей, говорит, что на первом этапе тренировок дети не воспринимают нанесение ударов как возможность причинить боль. Их должен увлекать сам соревновательный процесс, желание переиграть противника. Так воспитывают спортивный азарт, но не жестокость. Так же избавляются от ненужной на ринге жалости.
Стать профессиональным спортсменом мальчик не мечтает, он хочет быть «изобретателем военных самолётов». Про них, любимых, он читает книги, их собирает из конструктора лего. Больше всего мальчика интересуют истребители и бомбардировщики. По его мнению, чтобы изобретать самолёты, нужно хорошо знать математику и быть сильным, чтобы самому участвовать в испытаниях.
– Я не люблю читать, – признаётся Алексей, – но папа и мама заставляют. Правда, книгу они разрешают мне самому выбирать. У меня есть большая книга, там всё про технику, про самолёты, танки, машины. Про самолёты читать интереснее всего. А когда задают домашнее задание, всё равно приходится учить «По улице слона водили»...
Он легко и почти до конца рассказывает мне басню, не проявляя особого интереса к сюжету. Ему задали – он выучил. Уроки делает сам, к родителям обращается, если вообще ничего не понятно.
Лего в их с сестрой комнате заполнен целый шкаф. В умелых руках маленькие пластмассовые детали превращаются в самолёты и танки. Из них можно сделать даже кошку, которая по команде с мобильного телефона будет мяукать. У них с Машей и настоящая кошка есть, живая и белая. Солнуша зовут. Она с любопытством взирает на игрушечную «сестру», но поиграть вместе не предлагает.
Третьеклассник Алексей Васерман ещё не догадывается, что самолёты всё же конструируют, а не изобретают. Он не знает понятия «спарринг», но послушно выполняет команду «становимся в пары». У него свой путь познания мира. И такие непохожие между собой увлечения, как лего и бокс, в реальности формируют вполне симпатичного и доброго парня. Может, он когда-нибудь и книги полюбит не только про технику.
Прощаясь с Алексеем и его родителями, я почему-то вспомнил нашего раввина Эли Рисса. Ещё подростком он занимался всё в том же спортивном зале. Ребе и сейчас можно встретить на молодёжных боксерских турнирах в качестве болельщика или почётного гостя. Иногда он посещает группу здоровья в зале бокса. Перчатки не мешают этому человеку молиться, а талес не связывает руки во время занятий спортом. Вот и маленькому Алексею пусть бокс во всей его дальнейшей жизни будет только в помощь.
Александр ДРАБКИН