О современных тенденциях ритуального дела газете «Ди Вох» рассказал распорядитель службы «Память» Рустем Садыков.
БИРОБИДЖАН, 25 марта «Город на Бире»
– Рустем Альбертович, понятно, что люди стараются сохранить память о своих близких как можно дольше: хранят их фотографии, приносят на могилу цветы... Ряд ритуалов достаточно длинный. Но что, на ваш взгляд, здесь всё-таки самое главное?
– В любой культуре мы можем найти утверждение: камень – хранитель памяти. Поэтому особенно трепетно нужно относиться к надгробным сооружениям. Достойный памятник – это долг живых перед усопшим.
– Разве они не все одинаковые?
– Конечно нет. Например, в ассортименте нашей службы представлены самые разные изделия – от традиционных строгих до эксклюзивных. Как специалист я советую первым делом посетить кладбище, где будет проходить захоронение, и узнать, существуют ли там ограничения. Например, на использование определённых цветов гранита или размеров будущего памятника. Затем нужно определиться с примерной формой изделия. Немаловажное значение имеют надписи на памятнике или эпитафия. Искренние слова, выбитые на камне, найдут отклик в каждой душе.
А для создания портрета сейчас можно использовать даже старые, пожелтевшие от времени фотографии.
– А ограда, столики, скамейки... – это важно?
– Обустройство территории захоронения, конечно, тоже знак вечной памяти в сердцах родных, проявление уважения и любви. Вариантов изготовления элементов мемориального комплекса, материалов сейчас предостаточно. В ритуальной службе «Память» можно заказать любые необходимые ритуальные изделия: ограды, столы, лавки – из мраморной крошки, гранита, кованого железа... Широкий ассортимент венков, фото на эмали. По некоторым позициям могу сориентировать в цене: гранитные памятники – от двенадцати тысяч рублей, ограды – от семи с половиной тысяч, фотоэмаль – от восьмисот рублей до тысячи, венки – от 390 рублей.
– Многие считают, что современную культуру захоронения в Биробиджане основал в середине 90-х годов ваш тесть Валерий Сергеевич Абрамов. Да вы и сами занимаетесь организацией похорон уже больше десяти лет. Первые новшества были хорошо заметны: церемонией стал руководить распорядитель, рабочих переодели из камуфляжа и валенок в спецодежду. А что меняется сегодня?
– Сегодня совершенно другой ассортимент товаров. Раньше всё у всех было примерно одинаковое, сегодня в линейке товаров и бюджетные варианты, и дорогие, эксклюзивные. Мы сами оформляем гранитные памятники, сами делаем портреты на фотоэмали. Цветочная продукция представлена несколькими фирмами. Много собственной техники, чтобы не зависеть от подрядчиков. В условиях экономического кризиса важен каждый клиент. Отчасти именно поэтому у нас такой широкий ассортимент товаров ритуального назначения, что называется, на любой кошелёк. К слову, наше отношение к заказчикам как раз-таки не меняется. Отличное обслуживание клиентов всегда было и всегда будет одним из самых важных наших конкурентных преимуществ.
– Наверное, похоронный сервис – дело нервное. В момент потери родных многие люди, не побоюсь этого слова, неадекватные...
– Конечно, близкие испытывают боль и растерянность перед лицом смерти. А что делать? Для этого и нужен профессиональный консультант. В сложную минуту звоните в любую ритуальную службу – там подскажут правильную последовательность действий, займутся дальнейшей организацией похорон. Это поможет избежать ненужных хлопот и затрат.
– Так уж и в любую? Вы ж сейчас своих потенциальных заказчиков к конкурентам переадресовываете!..
– Знаете, конкурентная борьба на рынке ритуальных услуг уже давно не идёт на уровне качества и цены. Так что пусть звонят в любую. Ту, о которой наслышаны, чей телефон окажется под рукой, которую порекомендуют друзья...
Федеральная антимонопольная служба начала общественное обсуждение поправок к закону о похоронном деле. В частности, предлагается ввести запрет на навязывание ритуальных услуг родственникам умершего и аттестацию похоронных бюро. В настоящее время для оказания ритуальных услуг разрешительные документы не нужны. Именно это и привело к появлению частных агентов, покупающих информацию о смертях.
– Похоронное дело – пусть и деликатный, но бизнес. Фирмы заинтересованы в получении прибыли. Если дело не в цене и не в качестве, то в чём тогда?
– Проблема биробиджанского рынка ритуальных услуг в том, что не так давно на нём появились организации, которые выживают исключительно за счёт недобросовестной конкуренции. «Современные методы», которые они используют, мы считаем неприемлемыми. За денежное вознаграждение лица из специализированных организаций передают им служебную информацию о том, кто, где и когда умер. Разглашаются имена, телефоны и адреса ближайших родственников – и это прямое нарушение закона. Доходит до того, что о смерти близких семьи узнают от похоронного агента. Назойливые парни и девушки с наигранно скорбным лицом лезут в дом с предложением «похоронить дёшево». Разве можно навязывать свои услуги в такой форме?! И некоторые люди соглашаются на их предложения. Думаю, по большей части потому, что не находят в себе сил их выгнать. Но не ходят же по квартирам парикмахеры, сантехники, стоматологи. Не звонят наперебой в дверь, не спрашивают: «Не у вас ли тут волосы отросли?», «Не здесь ли трубу прорвало?», «Не вам ли зуб выбили?»... При необходимости люди их сами находят, верно?
Я просто хочу заострить внимание на том, что ритуальные агенты, приходящие без приглашения и предлагающие похоронить «совсем дёшево», платят за информацию об ушедших людях либо добывают её другим нелегальным способом. В конечном итоге за эту услугу потом всё равно платит сам клиент.
Беседовала Елена МЕРЖИЕВСКАЯ