Биробиджан, 10 июня, «Город на Бире» - На третьи сутки путешествия болезнь ощутимо дала о себе знать. Мы отъехали от Улётов километров на 150, и я почувствовала себя нехорошо. К насморку прибавился жар. Остановились, растормошили аптечку. Спасительный пакетик, растворенный в кипятке, только усилил неприятные ощущения. Но состояние было терпимым, чтобы ехать и даже улыбаться. Вокруг ни души, автомобилей на дороге тоже мало. Под бойкую музыку 80-х мы и не заметили, как ветер нагнал мелкий снежок, который с каждым километром усиливался.
Неожиданный порыв ветра – и видимость потеряна.
Так недружелюбно встретила нас Бурятия. Тем временем и дорога стала хуже. Вчерашнюю тишь да гладь водитель вспоминал с умилением. Выбоины, трещины, бесконечные ремонтные участки. После городка с веселым названием Хохотуй нам стало очень не смешно.
Машина ползла медленно, как одурманенная дустом таракашка. Организм требовал бульончик или чай с лимоном. А в термосе был только ядрёный кофе, в помощь рулевому. Я облилась кипятком и в целом выглядела неважно. За окном – трескучий минус, ни одного кафе. Скромный пир на капоте также откладывался по погодным условиям.
На повороте увидели страшную картину. Перевернутая фура застряла между деревьями, опасно накренившись над обрывом. Водитель, худенький бурят, дрожал не то от холода, не то от испуга, стоя у обочины. Притормозили. Сережа спросил, не нужна ли помощь. Понятно, что фуру нам не вытянуть, но при себе хотя бы кофе, теплые вещи, мобильник, наконец. Парень сказал, что все живы и помощь уже на подходе.
Едем дальше. Болезненная слабость немного отступила от увиденного. Вывернув с опасного участка, увидели причину аварии. Очередной ремонт превратил широкую дорогу в узкую. Очевидно, тот бедолага не справился с управлением, подплясывая на колдобинах. Погода усугубила ситуацию. Парень спасся только чудом.
Муж сосредоточился на дороге. Ведь подобных участков на этом отрезке пути было полно. То, что творится с дорогой в Бурятии, федеральной трассой назовешь с большой натяжкой. Цензурные слова закончились на подъезде к населенному пункту с названием Мухоршибирь. Липкий снег размягчил дорожное покрытие в тесто, фуры выдавили себе колею, по которой наша машина проехать едва могла. Больше всего я боялась, что мы сломаемся и встанем прямо здесь.
На одном из дорожных сужений чуть было и не встали. Авто жалобно заскрежетало, воспаленное воображение выдало кучу пугающих вариантов развития событий… А потом все закончилось.
Дорога пошла вверх, плутая между горками. Местность стала более населенной. Сёла в Бурятии похожи друг на друга, как актеры в индийских фильмах.
Небольшие деревянные домики вперемежку с бревенчатыми избушками. Тарбагатай, Нур-Селение, Хойтобэе… Мы ехали в обход Улан-Удэ.
«Гора оленей» - памятник над мостом через р. Селенгу.
Здесь впервые увидели забастовку дальнобойщиков (такие же митинги позже встречали в Нижнеудинске и под Волгоградом). Протестующих против системы «Платон» было много, но это никак не влияло на количество многотонников на дорогах.
Заснеженные горы вызывали восхищение.
Ветер немного утих. Мы остановились, чтобы развести лекарство и отстучать с машины снежные бородавки.
Пообедать удалось в Бабушкине. Пикник на открытом воздухе получился очень быстрым. В апреле у Байкала мерзнешь даже в двух куртках. Само озеро не вызвало у нас эмоций, потому что было подо льдом. Но на обратном пути мы остановились на смотровой площадке в селе Култук и все-таки увидели Байкал.
Байкал застилает туман
Больше впечатлений вызывала дорога. Бесконечные повороты, спуски, подъемы, знаки «обгон запрещен», со скал падают камешки. Тот самый Култук я до сих пор вспоминаю с дрожью: на огромной высоте дорога устроена так, что проехать можно, лишь повернув руль почти на 180 градусов. Трасса до Иркутска пугала еще и водителями. Нас обгоняли фуры, много фур. Они же гнали навстречу. Я сидела, чуть дыша. Сережа в этот день уснуть за рулем не боялся – напряжение держало в тонусе. К Иркутску мы приехали уже в сумерках. А до нашего пункта остановки в Усолье-Сибирском нужно было нагнать еще 85 километров. Ехали молча, нервно вглядываясь вдаль. В Усолье заехали уже при свете ночных фонарей, а вот движение в городе было как будто дневное. Мигающие фары, куда ехать – непонятно. Ни одной придорожной гостиницы на въезде. Вот тут пригодился заветный листик с адресом. Навигатор привел к центральной гостинице «Усолье». Наконец-то поели! От усталости еда на вкус была как картон. Единственное, что запомнилось в Усолье – это отличного качества вода, прозрачная, очень горячая, успокаивающая. Так закончился один из самых сложных дней пути. Мы проехали 1100 километров.
Продолжение путешествия читайте в воскресенье в 14.00.
Катерина ТЮЛЬКИНА