БИРОБИДЖАН, 28 июля, «Город на Бире» — В прошлом номере газеты я поделился с вами своими поверхностными впечатлениями от недельной поездки в Азербайджан. Далее в наших с дочерью планах значилась Грузия. Из всех вариантов транспорта остановились на бюджетной маршрутке. Благо, мы уже находились в Шеки, откуда рукой подать до приграничного Белакена. Кроме того, дата нашего перехода совпадала с днём моего рождения, и я не мог отказать себе в удовольствии отметить его ранним вечерком в Кахетии, краю виноделия соседнего государства (тогда как самолёт и поезд из Баку прибывают в Тбилиси).
На погранично-таможенном пропускном пункте не обошлось без приключений. Если из Азербайджана мы вышли за считаные минуты, то на другой стороне хмурый лысый мужик в форме на моё приветственное «Гамарджоба!» долго вертел наши паспорта в руках (мне показалось, что он даже принюхался к ним и попробовал на зуб), а затем попросил нас покинуть немногочисленную очередь и подождать в сторонке. Далее он устроил совещание с коллегами. Через десять минут один из них (очевидно, старший по званию) приблизился к нам:
– Вы откуда приехали?
– Из России.
– А тут написано «Еврейская автономная область».
– Ну.
– Это где?
– В Российской Федерации. На Дальнем Востоке.
– Вы евреи?
– Мы россияне.
– Почему здесь указано «Еврейская автономная область»?
– Это субъект Российской Федерации. Как, например, у вас, в Грузии, Кахетия, Сванетия, Аджария...
– А живёте вы где?
– В России. В Еврейской автономной области.
– Можете показать ваши внутренние паспорта?
– Пожалуйста.
– Так здесь тоже «Еврейская автономная область».
– Конечно.
– А Биробиджан – это...
– Город. Столица Еврейской автономной области.
– В России?
Диалог становился нудным и малоперспективным. Но тут наш любознательный собеседник, забрав с собой все документы, отправился куда-то звонить, оставив нас наедине с невесёлыми мыслями. Спустя четверть часа всё разрешилось само собой. Человек вернулся с нашими паспортами, удостоверился, чтобы в них были проставлены соответствующие отметки, крепко пожал мне руку и улыбнулся во все тридцать два: «Добро пожаловать! Хорошего отдыха!» Я позволил себе поинтересоваться: «Здесь что, никогда не было туристов из Еврейской автономной области?» Тот развел руками: «Никогда не слышал».
Кахетинские города начали сменять друг друга: Телави, Цинандали, Некреси, Кварели... Нас накрыло блаженство, являющее собой микс из потрясающих видов (ради созерцания некоторых из них мы по часу карабкались вверх), задушевных разговоров с владельцами и постояльцами гестхаусов, таксистами, продавцами чего угодно и случайными встречными, выражающими неподдельную готовность помочь в любом вопросе, и прекрасного вина (преимущественно домашнего производства). Ира стойко сопротивлялась сладким речам типа: «Девушка-красавица! Попробуй этот нектар», – а я в процессе отчаянной дегустации обрёл десяток-другой новых «генацвале». В уютном Сигнахи, Городе любви, за застольными песнями просидел на улице с большой группой местных почти до утра. В итоге один вызвал меня на серьёзный разговор: «Послушай, дорогой, ты свою дочку замуж выдавать собираешься? Мой сын, большая умница, в Тбилиси на втором курсе учится...» Я совсем не сомневался в достоинствах вероятного зятя, а мой потенциальный сват мне уже нравился, но на оперативном совете было принято решение «позвонить маме». Мама была против. Мы окропили плодородную грузинскую землю скупыми мужскими слезами и расстались близкими друзьями.
Тбилиси, Мцхета, Гори, Боржоми, Кутаиси, Батуми – каждый из этих городов хорош по-своему, у каждого – своя история и свои достопримечательности. Описать их в рамках одного номера газеты попросту нереально, да и нет особого смысла. В интернете – море полезной информации на этот счёт (нам в путешествии по Кавказу большую поддержку оказал ресурс tuda-suda.net). Похоже, я повторяюсь: для меня самым сильным стало впечатление от простых людей. Их гостеприимство оказалось самым «вкусным» из того, что я попробовал в этой поездке, и да простят меня хинкали от Бираби, шашлык от Рамаза, пенный массаж в серных банях от дяди Лёвы и чача от Зураба! Нас охотно подбирали на автостопе, бесплатно зазывали на ночлег. Ни намёка на пресловутую «оголтелую русофобию» (из Грузии мы уехали за неделю до того, как в её столице начались массовые акции протеста). Мы платили тем, что внимательно слушали, а нашим знакомым было что рассказать. Суть сказанного как правило сводилась к следующему: русские и грузины – братья, но всё портят политики (причём претензии адресовались и нашим, и своим). Что ж, я от души надеюсь, что последним хватит желания и мудрости всё исправить. На то у меня есть и личный интерес: я так и не побывал в Сванетии (горная область на северо-западе страны) – говорят, место изумительной красоты. А ещё я пообещал семилетней Марии и её родителям, что приеду лично поздравить их, когда девочка выиграет детский чемпионат мира по шахматам. Уверен, это обязательно случится!
Ну а пока нас ждала Армения...